2004 Историко-культурная экспедиция «Русич»
СОЕДИНИМ ВЕКА, БЕРЕГА, НАРОДЫ! (Россия Финляндия)
Время проведения: 18 июня 15 июля 2004 года
Маршрут: Н. Ладога (Rus) С.-Петербург (Rus) Выборг (Rus) Хамина (Fin) Котка (Fin) Ловиса (Fin) Хельсинки (Fin) Хамина (Fin) Выборг (Rus) С.-Петербург (Rus) Н. Ладога (Rus)
В середине июня 2004 года по северному участку средневекового пути «из варяг в греки» стартовала историко-культурная экспедиция «Русич». Участники экспедиции на парусно-моторной ладье «Былина» прошли по Ладожскому озеру, реке Неве и Финскому заливу 690 миль от истоков государства российского, от первой его столицы Старой Ладоги к столице Финляндии Хельсинки.
Участники экспедиции «Русич»:
Члены смоленского спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево», учащиеся и педагоги новоладожского Центра детско-юношеского туризма и парусного спорта.
Состав экипажа:
- Сергей Сухорученков основатель клуба «Викинг-Нево» (Смоленск), руководитель экспедиции «Русич»,
- Владимир Голубков директор Центра детско-юношеского туризма и парусного спорта (Новая Ладога), капитан «Былины»,
- Владимир Андрюшкин (Смоленск),
- Максим Пряжевский (Смоленск),
- Алексей Васильев (Смоленск),
- Виталий Екимов (Новая Ладога),
- Алексей Степанов (Новая Ладога).
Организаторы экспедиции «Русич»:
- Администрация города-героя Смоленска,
- Смоленский областной Совет РОСТО,
- Смоленский спортивно-экспедиционный клуб «Викинг-Нево»,
- Администрация города Новая Ладога,
- Новоладожский центр детско-юношеского туризма и парусного спорта.
Большую помощь в приглашении и проведении экспедиции оказала общественная организация «Соммело» (Sommelo ry), Финляндия (www.sommelo.hai.fi), руководитель Дирк Шнайдер (Dirk Schneider).
Экспедиция 2004 года ставила перед собой культурные, спортивные, экологические цели:
- Прохождение российским экипажем северного участка пути «из варяг в греки». Участники экспедиции донесли до Финляндии горсти земли от первой столицы Древней Руси, Старой Ладоги, и Смоленска города, сыгравшего важную роль в ее истории.
- Развитие международных связей и сотрудничества между российскими и иностранными организациями, изучающими древнее судостроение, мореплавание и культуру.
- Изучение экологического состояния рек Волхов, Нева, Ладожского озера, Финского залива, северной части Балтийского моря.
- Ознаменование 300-летия Новой Ладоги и 1140-летия Смоленска новыми спортивными достижениями.
Для российских исследователей и популизаторов средневекового пути «из варяг в греки» эта экспедиция имела принципиальное значение! Ведь с 1986 года, с начала современного освоения древнего пути, это был первый переход на историческом русском судне на запад, за пределы России. В то же время российскую часть пути к 2004 году прошли представители всех скандинавских стран.
Ладья «Былина» была построена новоладожскими корабелами в традициях судов для рыбной ловли и морского промысла, практикуемых с древних времен в южном приладожье. Длина деревянного корпуса судна 12,5 метра, ширина 2,7 метра, высота бота 1,5 метра, парусное вооружение гафельный КЭЧ, площадь парусов 40 м². На судне имеется две пары весел и дизельный двигатель для маневрирования в границах портов и береговых сооружений.
После непродолжительных сборов и благословения экспедиции местным священником экипаж выстроился на борту «Былины». Со словами напутствия от администрации г. Новая Ладога капитану вручили берестяной туесок с землей от первой столицы Руси для передачи его представителям города Хельсинки.
На переход от Ладоги до Выборга экипажу понадобилась одна неделя. По пути путешественники сделали остановки в яхт-клубе кораблестроительного университета Санкт-Петербурга и в г. Кронштадте. Там от опытных яхтсменов, неоднократно бывавших за границей, экипаж узнал много важных сведений о путешествиях по зарубежной территории. Например, приставать к частным островам при следовании по территориальным водам Финляндии можно только если поднят национальный флаг, обязательный атрибут в каждом финском доме.
Переход по выборгскому заливу освежил навыки ориентирования и передвижения в шхерах. Ветер, стихающий за островами, буквально рвал паруса на открытых пространствах. Поэтому во время стоянки в Выборге была проведена полная ревизия такелажа судна, усилены все ванты и фалы. Осталось только лишь получить добро от пограничников и таможни. И тут-то первая неприятность! Во время проверки документов в паспортах самых юных участников, при неоднократных сгибаниях и разгибаниях первой странички, отклеились фотографии. Продолжение всей экспедиции ставилось под большой вопрос. Но две банки тушенки и сгущенки, обязательный атрибут официальных встреч смоленского экипажа с 1988 года, сменили гнев на милость и судно было выпущено за границу.
На переход от Выборга до границы с Финляндией при устойчивом бейдевинде потребовалось семь часов. Зарубежный прием не заставил долго ждать. При входе в территориальные воды Финляндии к «Былине» подошел легкий пограничный катер и как лоцман показал вход в бухту острова Сантио (Santio). На пограничный и таможенный досмотр российского экипажа было затрачено не более десяти минут. От тушенки и сгущенки финны вежливо отказались.
С нетерпением экипаж добирался до острова Лапури (Lapuri), вблизи которого в 1976 году была обнаружена древняя ладья викингов. Корпус судна достаточно хорошо сохранился, что позволило в результате подводных археологических исследований сделать план и конструктивное описание его остова. В 1995-1996 годах была построена копия этого судна, которую окрестили именем «Хеймлоса Рус» (Heimlosa Rus) и спустили на воду летом 1996. После этого оно обошло под парусами такие страны как Финляндия, Швеция, Англия, Франция, Италия, Греция, Турция. А в 1999 году к путешествию на «Хеймлоса Рус» подключились смоляне были преодолены Черное и Азовское моря (Украина, Россия). Это уникальное путешествие продолжилось летом 2000 года в России, по рекам Дон и Волга до Астрахани. Из Астрахани судно было доставлено в Выборг и летом 2001 корабль возвратился в Финляндию. Экипаж с интересом изучил акваторию острова и даже предпринял попытку понырять в прибрежных водах. Наверняка, где-то поблизости лежит еще одна легенда средневековья.
После долгого и трудного перехода первый день заграничного плавания было решено закончить на первом же удобном для ночлега острове около г. Хамина (Hamina). Остров выбран, флаг поднят и можно подходить. «Былину» встретили две семьи из Хельсинки, приехавшие на дачу отметить праздник середины лета (Иван Купала). После непродолжительного совещания с домочадцами, главы семейств пригласили российский экипаж на торжественный ужин. Облачившись в древнеславянские наряды, путешественники отправились в свой первый визит к финским друзьям. Вечер удался на славу. Интересным моментом этого праздника, который в Финляндии празднуют повсеместно и очень бурно, явилось сжигание чучела и фейерверк у воды. В ряде семей есть традиция одновременно с чучелом сжигать и все ненужные вещи, накопившиеся за год. На следующее утро, в благодарность за отличный вечер, всех детей прокатили под парусом на «Былине».
Заход в город Хамина не принес ожидаемых ярких впечатлений. Город как будто умер. За время трехчасовой экскурсии по городу встретились не более 10 человек и несколько машин. В отличие от России, магазины и другие заведения в Финляндии в праздники не работают. Одной из главных достопримечательностей Хамины является старая крепость, которая в форме звезды окружает центр города. Обширная парковая зона также составляет часть ансамбля крепости, полной романтики и старины. Примечательно, что работами по строительству крепости Хамина руководил генерал Александр Суворов. Он преобразовал оставшиеся от шведов временные песчаные валы в более высокие каменные стены. Ночь экипаж провел в живописной бухте на острове Лехмясаари (Lehmäsaari). Здесь великолепное место для отдыха на природе.
К обеду следующего дня «Былина» подошла к городу Котка (Kotka). Вся бухта была заполнена яхтами и катерами разных размеров. Экипаж с удовольствием прогулялся по великолепному парку Сапокка (Sapokka), по его бульварам с липами и статуями, по саду лекарственных и пряных трав. Посетили и неподражаемый искусственный водопад, наполняющий воздух живительной влагой в жаркое время. По этому парку можно совершать не только хорошие прогулки, но попутно изучать флору балтийского побережья. Многие растения имеют табличку с названиями и аннотацией.
После трехчасовой прогулки по Котке экипаж снова вышел в море, ведь «Былину» ждали в гости в морском музее острова Каунисаари (Kaunissaari). К острову оказался очень сложный подход, и во время лавировки под парусом судно чуть не выбросило на камни. Пришлось рубить паруса и подходить к причалу на моторе. Морской музей острова Кауниссаари это уникальный частный музей береговой культуры Финляндии. В его экспозициях, размещенных в двух небольших рыбацких домиках, представлены промысловые лодки, предметы лова рыбы, одежда, посуда и другая утварь, сопровождающая рыбаков в их нелегкой жизни. Этот музей в 40-е годы начал создавать мистер Рейконен, житель этого острова. После его смерти дело отца продолжил сын, которому сейчас идет уже восьмой десяток. Большую помощь в содержании музея оказывает его дочь, считающая музей семейной гордостью, и в случае необходимости она переедет из Хельсинки на остров и продолжит дело, начатое ее предками. Музей наиболее посещаем в летнее время, когда туристы в большом количестве приезжают с материка на лодках. Хозяин музея, мистер Рейконен, подарил каждому члену экипажа сувенир в виде рюмки на морском канате и открытки с видом на остров, которые путешественники в тот же час отправили домой.
Шел дождь и уходить не хотелось. Экипажу «Былины» разрешили переночевать на территории музея. За несколько часов были осмотрены все достопримечательности острова и в оставшееся до сна время решили половить рыбу с причала. Каково же было удивление и восторг, когда на леску, спущенную в воду, сразу клюнул большой окунь. Усовершенствовав удочку, добавив к ней удилище, начали ловить по очереди. Клев был такой сильный, что в итоге за вечер было поймано 5 килограммов рыбы.
На следующий день путь мореходов пролегал к Ловисе (Loviisa) небольшому городку на побережье. После нескольких часов перехода под проливным дождем, ладья вошла в гостевую бухту этого живописного местечка. Дождь к вечеру закончился, и прогулка по Ловисе привела на ипподром, на котором разгорались нешуточные страсти. Во время четырех заездов на колясках сотни финнов с азартом пытались с помощью ставок пополнить свой бюджет. Дух легкой наживы проник и в ряды российского коллектива. Поставив на седьмой номер, руководитель экспедиции рассчитывал выиграть кругленькую сумму. Но спурт ничем непримечательной серой кобылы под номером 12 лишил его этого удовольствия. В результате пришлось перейти в режим экономии и на время забыть про посещение кафе.
Несмотря на сложный заход в извилистую и узкую бухту города Порвоо (Porvoo), путешественники решили не обделять вниманием этот уголок. Типичные скандинавские лодочные эллинги, валуны, сосны, ресторанчики, кафе, художественные галереи, музеи и прелестные лавочки ремесленников все это было осмотрено и запечатлено на фото и видео пленку.
При подходе к Хельсинки разразился шторм и единственным спасением было заночевать где-нибудь на острове. Усиливающийся с каждой минутой ветер не оставлял права на выбор. Спрятавшись от ветра за ближайший остров, с большим трудом удалось подойти к причалу. Несмотря на поднятый флаг, хозяева территории вежливо постарались проводить экипаж на поиски другого места. Попытки идти против ветра и волны оказались безрезультатны, и мореходы были вынуждены пристать к этому же острову, но с другого конца. Обитатели острова, наблюдая за маневрами «Былины», по-видимому, заподозрили что-то неладное и вызвали полицию.
Позднее время, сильный ветер и высокая волна не помешали финским стражам порядка буквально прилететь на быстроходном катере через 15 минут. Своим строгим видом финские полицейские показали, что службу они несут круглосуточно и смогут навести порядок в любом уголке страны, даже на маленьком острове в Финском заливе. Как ни странно, но отклеенные фотографии на паспортах не смутили финских стражей порядка. После изучения документов экипажу разрешили заночевать на причале и выходить на берег только для посещения туалета. Расстроенный капитан «Былины» отказался от этой услуги, продемонстрировав свой компактный био-туалет. Командир отряда полиции по достоинству оценил это экологически чистое приспособление на борту судна, наградив капитана одобрительной улыбкой и хлопком по плечу. Ночевали прямо на досках причала под шум волн и крики чаек.
Утром подошел добродушный финн, еще не отошедший от вчерашних праздников. Он долго извинялся за причиненные неудобства и разъяснил, что этот остров имеет пограничный режим и здесь никого нельзя принимать без специального разрешения. Россияне не стали обижаться на финнов, а подняли паруса и по успокоившейся за ночь водной глади пошли в Хельсинки. Но и тут поджидали свои сложности. Впереди по судовому ходу поминутно шли огромные лайнеры, паромы, баржи и катера. Улучив подходящую минуту, путешественники пошли в разрыв между двумя паромами и чуть было не поплатились за легкомыслие. От паромов ушли вовремя, но волны от них едва не потопили ладью, захлестнув за борт.
В Хельсинки шелестом деревьев и дымом костра мореходов приветливо встретил остров Пуккисаари (Pukkisaari). Он расположен в почти центре Хельсинки, имеет в диаметре около 500 метров и соединен с городом мостиком.
Семь лет назад в Финляндии создалась историко-культурная ассоциация «Соммело». Ее члены выступили с инициативой создать на острове Пукисаари музей-реконструкцию «Деревня викингов Торговое селение железного века». Это начинание получило поддержку муниципалитета города Хельсинки, были выделены исходные средства на инструмент и материалы. За год были реконструированы два небольших домика, организован ряд мероприятий. Одно из них международные Зимние Игры Викингов. Именно на эти соревнования в 2000 году впервые был приглашен клуб «Викинг-Нево». Так и завязалась дружба клуба с обществом «Соммело» и его руководителями. В последующие годы объем работ и выделяемые средства возрастали. Сейчас город оплачивает семь административно-хозяйственных ставок для обслуживания и развития деревни викингов. На острове часто гостит средневековый корабль «Сотка» (Sotka), построенный членами общества по образу корабля, найденного в Лапури.
Завтрак, приготовленный на костре Дирком Шнайдером, руководителем «Соммело», был как нельзя кстати после трудного пути. Состоялся обмен информацией и согласование программы пребывания россиян в Хельсинки. За группой был прикреплен гид и переводчик. Те, кто впервые был в Хельсинки, отправились на экскурсию по городу. Остальные решили посетить водно-оздоровительный центр. Различных оазисов водного царства в Финляндии найдется великое множество. Более 15 из них в Хельсинки. Многие их них функционируют как центры отдыха и развлечения. Большинство предоставляют возможность совместить отдых с оздоровительными процедурами. За небольшую плату можно целый день купаться, прыгать с вышки, играть в волейбол и теннис, париться в сауне.
Насладившись прелестью жизни, экскурсанты и водники благополучно собрались к ужину у костра на острове. На следующий день состоялась официальная встреча экипажа «Былины» с дирекцией национального музея Финляндии, руководителями «Соммело», представителями СМИ. На этой встрече национальному музею была торжественно передана земля от первой столицы Руси Старой Ладоги. Таким образом была выполнена одна из основных задач экспедиции «Русич».
Дни, проведенные в Хельсинки, были наполнены разнообразными событиями и встречами. За это время все шесть зарубежных членов клуба «Викинг-Нево» вышли на контакт с экипажем и предложили интересные мероприятия. Были посещения музеев, экскурсии по городу, плавательные центры, концерты, морские прогулки и просто общение у костра. В один из дней путешественники интересно пообщались с Мирой Сало (Mira Salo) Мисс Суоми 2004, которая приехала в деревню викингов на фотосессию.
Но все когда-нибудь заканчивается. С осознанием выполненного долга и поставленных задач экипаж отправился в обратный путь. По известной русской пословице, паруса домой несли быстрее, и путь, пройденный за 6 дней, в обратном направлении был преодолен всего за один. Но, как путешественники не спешили домой, они не могли не зайти на дачу к Арво Рейонену (Arvo Reijonen), большому другу и спонсору российской команды «Викинг-Нево» на Зимних Играх Викингов. Дача расположена недалеко от города Хамина, в Мянтюлахти (Mäntlahti), в 30 километрах от границы с Россией. Экипаж получил самый теплый прием на который только можно было рассчитывать. Мать и сестра Арво угощали экипаж всякими вкусностями как будто неделю готовились к приему гостей. На дачу также приехали Тайна Маннила (Taina Mannila) и Сеппо Сухонен (Seppo Suhonen) члены клуба «Викинг-Нево». Они устроили семинар по ловле рыбы в финских водах на спиннинг. Пойманной рыбы с лихвой хватило на ужин, который затянулся далеко за полночь. В почетные члены клуба была принята 79-летняя мать Арво Айно Ларссон (Aino Larsson). А в 5-30 уже подъем и предложенный новоиспеченным викингом горячий завтрак. В 6 часов утра, после теплого прощания с друзьями, «Былина» отчалила от гостеприимной финской земли и легла на курс в Россию.
Еще неделя перехода по Финскому заливу, реке Неве, Ладожскому озеру и месяц увлекательного путешествия позади, а прямо по курсу город приписки «Былины» и конечная точка экспедиции Новая Ладога. В устье реки Волхов отважных мореходов встречал кортеж из крейсерских яхт участников Кубка Ладоги, а на берегу ждали мэр Новой Ладоги, официальные лица, родные и близкие новоладожских членов экипажа. После праздничного обеда, подведения итогов и обсуждения планов на будущее участники экспедиции разъехался по домам. Заграничный вояж российских викингов удался на славу!