2000 Пятый этап проекта «Рус»
Время проведения: 26 июня 26 июля 2000 года
Маршрут: Ростов-на-Дону (Rus) Волгоград (Rus) Астрахань (Rus)
Летом 2000 года члены смоленского спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево» продолжили участие в международном проекте «Рус» на древнем судне викингов «Хеймлоса Рус» (Heimlosa Rus) по маршруту Ростов-на-Дону Волгоград Астрахань. За 32 дня пройден тысячекилометровый путь по Дону, сложной системе Волго-Донского канала и нижнему течению Волги.
На первом этапе экспедиции 2000 года в состав команды вошли семеро финнов, один представитель Швеции, а также пятеро смолян Сергей Сухорученков, Максим Пряжевский, Анатолий Кабанов, Владимир Грушенко и Михаил Рыженков. В Волгограде к экспедиции присоединились и остальные смоленские викинги. Общий сбор участников экспедиции состоялся в Ростове-на-Дону, в яхт-клубе «Ростсельмаш», в котором после отважного перехода через два моря провела зиму «Хеймлоса Рус».
Организаторы экспедиции:
- Ассоциация «Рус-варяги» (Rus-farers), Финляндия;
- Спортивно-экспедиционный клуб «Викинг-Нево», Смоленск, Россия.
Состав экипажа:
- Фредрик Коивусало (Fredrik Koivusalo), капитан, руководитель проекта «Рус», Финляндия,
- Сергей Сухорученков, руководитель клуба «Викинг-Нево», Россия,
- Густав Дуелл (Gustaf Duell), Швеция,
- Микко Инкинен (Mikko Inkinen), Финляндия,
- Тайна Маннила (Taina Mannila), Финляндия,
- Петри Рантапаа (Petri Rantapää), Финляндия,
- Сеппо Сухонен (Seppo Suhonen), Финляндия,
- Топи Тапайла (Topi Tapaila), Финляндия,
- Пентти Юрьянайнен (Pentti Yrjänäinen), Финляндия,
- Владимир Грушенко, Россия,
- Анатолий Кабанов, Россия,
- Максим Пряжевский, Россия,
- Михаил Рыженков, Россия,
- Дмитрий Бакланов, Россия,
- Костя Головкин, Россия,
- Ирина Космынина, Россия,
- Саша Рыжкин, Россия,
- Саша Смолевский, Россия,
- Юрий Смолевский, Россия,
- Татьяна Сухорученкова, Россия,
- Ольга Титова, Россия,
- Игорь Тихомиров, Россия,
- Илья Фокин, Россия,
- Олеся Хажиева, Россия.
В первые дни, идя вверх по течению Дона, экипажу приходилось хорошо работать веслами. Однако вскоре задул попутный ветер, позволивший идти под парусом и в полной мере наслаждаться красотами донских берегов. Флора и фауна Дона очень богата: в небе постоянно кружат птицы, а в сетях, расставляемых на ночь, всегда есть рыба. Неоднократно по берегам попадались казачьи станицы, в одной из которых команда «Хеймлоса Рус» даже приняла участие в свадьбе. Один из членов экипажа, финн Пентти Юрьянайнен (Pentti Yrjänäinen), прекрасно играл на домре, и на протяжении всего пути по Дону на корабле можно было слышать приятную музыку.
Чтобы попасть из Дона в Волгу необходимо преодолеть Волго-Донской канал, состоящий из нескольких искусственных водохранилищ и 18-ти шлюзов. Для иностранных судов при проходе по каналу существуют значительные ограничения. Так, например, в 1998 году яхта известного исследователя и путешественника Кусто так и не смогла по этому каналу попасть в Каспийское море, и им пришлось искать другой путь. К тому же в Волгограде была запланирована смена российской части экипажа, и во время перехода по Волго-Донскому каналу на борту корабля остался всего лишь один представитель России Максим Пряжевский. Но несмотря на все трудности, переход по водоразделу двух рек прошел без проблем, и судно, пройдя в общей сложности 550 км, благополучно достигло Волгограда.
В Волгограде «Хеймлоса Рус», в ожидании прибытия новых членов команды, провела несколько дней на причале отделения рыбнадзора. Участники экспедиции посетили многочисленные памятные места города, самым впечатляющим из которых является монумент Родина-мать на Мамаевом кургане. Вскоре экипаж корабля пополнился юными викингами из смоленского клуба «Викинг-Нево, и 14 июля «Хеймлоса Рус» продолжила свой путь в Астрахань. Вновь прибывшие смоляне разделились на две группы, одна из которых сразу же села на весла, а вторая отправилась в условленное место на полпути к Астрахани для последующей смены.
Опыт и навыки, полученные в туристических походах и соревнованиях, сыграли большую роль в адаптации ребят к сложным экспедиционным условиям. На всем пути вниз по Волге путешественникам пришлось преодолевать встречный ветер и волны, которые вскоре стали непосильными. Экипажу пришлось изменить режим передвижения идти на веслах по ночам, когда ветер несколько стихал, а днем отдыхать от напряженной работы. Немало проблем доставляло нещадно палящее южное солнце и сорокаградусная жара. Но все неприятности щедро компенсировали пейзажи берегов и плесов великой реки. Волга в нижнем течении имеет массу ответвлений и рукавов, что придает ей неповторимую привлекательность. Сравнительно узкая в разветвленной части, она неожиданно резко расширяется после слияния рукавов, достигая километровой ширины.
Легко решался вопрос и продуктами питания для экипажа. Сети по-прежнему были полны рыбы, в том числе и осетровой, а в небольших деревнях по берегам реки всегда можно было найти свежие яйца, творог, сметану. Причем местные жители с радостью обменивали продукты на семечки, коих на «Хеймлосе Рус» был целый мешок подарок викингам от капитана большого сухогруза в одном их речных портов Дона.
Восторженно и с большим интересом встретила экспедицию Астрахань. Впервые за последнее тысячелетие северное гребно-парусное судно достигло такого удаленного южного рубежа. Ко времени прибытия «Хеймлосы Рус» в городе вышло несколько телепередач и газетных сообщений об экспедиции. Как будет развиваться экспедиция в следующем году, пока можно только прогнозировать, но уже во время пребывания в Астрахани экипажу поступило предложение от местного отделения Российского географического общества продолжить летом 2001 года путь по Каспийскому морю с целью проведения археологических и экологических исследований.