газета «КП в Санкт-Петербурге», 21 июля 2004 г.
«Русич» ходит ладьей
В Новую Ладогу вернулась российская морская экспедиция по северному участку древнего торгового пути «из варяг в греки». Трое новоладожцев и пять смолян отправились в свое путешествие 18 июня. Экспедиция была приурочена к отмечаемому в августе 300-летию Новой Ладоги и являлась очередным этапом длящейся уже 7-й год программы «Русич».
Семь лет одних побед
В рамках программы «Русич» новоладожский Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта (одна из ведущих и по-своему уникальная организация дополнительного образования Ленинградской области) ежегодно проводит дальние спортивные плавания. Ребята 12-15 лет уже не раз прошли вокруг Ладожского озера, ходили к Белому морю, до Кронштадта и Москвы. В этом году «Былина» оказалась единственным подобным судном (реконструкция ладожской соймы русской ладьи-кэч X-XII веков) под российским флагом за пределами нашей страны и в акватории Балтийского моря. Рекордом стало и преодоление полновесных 900 морских миль на столь небольшой открытой лодке. В пути участники похода провели экологические исследования рек Волхов и Нева, Ладожского озера, Финского залива и северной части Балтики. В портовых городах они приглашали молодежные организации принять участие в Международном фестивале «Дети и экология ХХI век», проведение которого намечено осенью в Смоленске.
Обошлось без происшествий
14 июля мы встречали наших героев с радостью, поделился с «Комсомолкой» мэр Новой Ладоги Игорь Цыганков. Молодцы! Такой путь на лодке проделали! И все обошлось без происшествий. Капитан, наш руководитель центра Владимир Николаевич Голубков, все очень хорошо организовал. Вообще сегодня очень многое у нас держится на таких вот энтузиастах, которые далеко не за большие деньги (у него зарплата 2,5 тысячи рублей, представляете?!) серьезно занимаются детьми и отдают всего себя делу. Если бы не капитан и его настойчивость, а также не помощь и поддержка правительства области, в 90-е годы центра могло не стать. Приватизировали бы, и дети остались бы не у дел
Капитан говорит «Спасибо!»
Сам капитан о собственных заслугах скромно умалчивает и в основном благодарит спонсоров, коллег из смоленского спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево», зарубежных друзей. А главное восхищается своими мальчишками.
Алеша Степанов и Виталий Екимов самые юные участники похода. 14 и 15 лет. Ребята из Смоленска, их было пятеро вместе с руководителем экспедиции Сергеем Сухорученковым, были постарше. Но все выдержали испытание морской волной. Погода-то нас не очень радовала дожди
А на «Былине» лишь небольшая надстроечка по центру, в которой на туристических ковриках можно было покемарить по очереди. В основном отсыпались на берегу в палатках во время стоянок. Питание в походе тоже спартанское. Не до разносолов, когда в Финляндии баночка консервов тянет на все 15-20 евро! Потому, как сказал капитан, «щи да каша пища наша».
Подарки и планы
В Хельсинки члены экспедиции передали зарубежным коллегам, тоже увлеченным изучением и строительством исторических кораблей и мореплаванием, берестяной туесок с землей Старой Ладоги первой столицы Руси, отметившей в прошлом году свое 1250-летие, а еще землю Смоленска, сыгравшего важную роль в истории России.
Они с благодарностью принимали русские сувениры. А нам подарили 30-литровый водогрей, благодаря чему теперь у нас в клубе будет горячая вода, рассказал Владимир Голубков.
Участники экспедиции побывали в финской бане, когда два дня гостили у своих коллег, из Хельсинки добрались (правда, уже на пароме) в столицу Швеции Стокгольм. Договорились с норвежскими друзьями о том, что в навигацию следующего года придут к ним и оставят судно (видно, это будет уже не потрепанная морем «Былина») на зимовку в коммуне «Биндл», чтобы уже в 2006 году завершить обход Скандинавии, добравшись до Мурманска, а оттуда домой, в Новую Ладогу.
В общем, нынешний поход удался во всех отношениях. Вот только на обратном пути вдруг забарахлил дизель и 40 километров до родного причала им пришлось идти на веслах
Тактико-технические характеристики ладьи «Былина»
Построена «всем миром» в 2002 году как парусно-гребная лодка, но затем на нее установили дизельный двигатель и она стала парусно-моторной.
- Водоизмещение 3 т.
- Длина 12 м.
- Ширина 2,7 м.
- Экипаж от 6 до 15 человек.
- Площадь парусного вооружения 40 кв. м.
- Скорость на веслах до 6-7 км/час
- Скорость под парусом 20 км/час
- Скорость на дизеле 15 км/час
- Мощность дизеля 17 л.с.
- Емкость топливного бака 40 л.
Павел ДЕНИСОВ