1988 Третий этап экспедиции «Нево»
Западно-двинский балтийский вариант пути из «варяг в греки»
Время проведения: Июль-Август 1988 года
Маршрут: Смоленск (Rus) Велиж (Rus) Витебск (Blr) Даугавпилс (Lat) Рига (Lat) Таллинн (Est) С.-Петербург (Rus)
Начнем же рассказ наш правдивый
О славном походе варягов к теплому Черному морю
Долог был путь и серьезны преграды,
Чинимые темными силами, людям,
Отдавшим себя на сохранность водам могучим Днепра
Славный корабль, именем названный Дира,
Девять варягов в южные земли понес.
Шестеро сильных гребцов к цели ладью продвигали.
Ежели ветер попутный вздумает волны потешить,
Парус поднимается кверху, белый, как облако в небе.
Впрочем, рассказ по порядку должно вести нам.
Слушайте ж, славные кривичи,
Слушайте ж нас, о потомки могучих варягов!..
Организаторы экспедиции:
- Городской комитет ВЛКСМ,
- ДОСААФ,
- КСК Ленинского райисполкома.
Цель экспедиции:
- Проработка западнодвинского балтийского варианта древнего водного пути около двух тысяч километров по Западной Двине и Балтике.
- Моделирование передвижения и деятельности дружин русов и викингов IX-XI веков по древним водным магистралям, связывающим Балтику и Черное море, шестивесельные ялы «Аскольд» и «Дир», на которых совершался переход, по своим размерам и мореходным качествам близки к торговым ладьям русов.
- Археологические изыскания.
- Проведение военно-патриотической работы.
Летом 1988 года стартовл пятый этап всесоюзной комплексной экспедиции «Нево». От древней смоленской крепостной стены отправились в плавание два яла «Аскольд» и «Дир». Экипаж «Аскольда» составили школьники, воспитанники тренера Сухорученкова С. В., в экипаж «Дира» на конкурсной основе были отобраны студенты смоленских ВУЗов.
Речной участок по Западной Двине от г. Велижа до Риги участники экспедиции преодолели за 16 дней, что соответствует летописным данным.
Во время подготовки к своему первому выходу в море смоляне стали свидетелями жестокого шторма в Финском заливе. Ураганный шквалистый ветер, пронесшийся ночью на 28 июля над Балтикой, разметал по Рижскому заливу около тридцати яхт, которые участвовали в чемпионате Латвийской ССР: Пять яхт было выброшено на берег, четыре яхтсмена пропали без вести. Поиск пропавших вели вертолеты и спасательные суда Латвийского морского пароходства, рыболовные траулеры. Но эти неприятные впечатления и уговоры опытных яхтсменов не удержали смолян на якоре. И 2 августа 1988 года смоленский экипаж впервые вышел в море.
25-ти дневный переход от Риги до Санкт-Петербурга потребовал от смоленских путешественников мужества, силы воли и риска. Порою волны доходили до двух метров и ял погружался во впадины между волнами как в пропасть. Любое неумелое действие экипажа могло повлечь за собой катастрофу. Особенно трудно давались отходы от берега во время волнений моря. Большую сноровку приходилось проявлять при ориентировке во вне видимости берега.