/ Rus / Экспедиции / 2004 - Экспедиция «Русич»
ПечатьПечать

2004 — Историко-культурная экспедиция «Русич»

СОЕДИНИМ ВЕКА, БЕРЕГА, НАРОДЫ! (Россия — Финляндия)

Время проведения: 18 июня — 15 июля 2004 года
Маршрут: Н. Ладога (Rus) — С.-Петербург (Rus) — Выборг (Rus) — Хамина (Fin) — Котка (Fin) — Ловиса (Fin) — Хельсинки (Fin) — Хамина (Fin) — Выборг (Rus) — С.-Петербург (Rus) — Н. Ладога (Rus)


В середине июня 2004 года по северному участку средневекового пути «из варяг в греки» стартовала историко-культурная экспедиция «Русич». Участники экспедиции на парусно-моторной ладье «Былина» прошли по Ладожскому озеру, реке Неве и Финскому заливу 690 миль от истоков государства российского, от первой его столицы — Старой Ладоги к столице Финляндии — Хельсинки.

Участники экспедиции «Русич»:

Члены смоленского спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево», учащиеся и педагоги новоладожского Центра детско-юношеского туризма и парусного спорта.

Состав экипажа:

Организаторы экспедиции «Русич»:

Большую помощь в приглашении и проведении экспедиции оказала общественная организация «Соммело» (Sommelo ry), Финляндия (www.sommelo.hai.fi), руководитель — Дирк Шнайдер (Dirk Schneider).

Экспедиция 2004 года ставила перед собой культурные, спортивные, экологические цели:

  1. Прохождение российским экипажем северного участка пути «из варяг в греки». Участники экспедиции донесли до Финляндии горсти земли от первой столицы Древней Руси, Старой Ладоги, и Смоленска — города, сыгравшего важную роль в ее истории.
  2. Развитие международных связей и сотрудничества между российскими и иностранными организациями, изучающими древнее судостроение, мореплавание и культуру.
  3. Изучение экологического состояния рек Волхов, Нева, Ладожского озера, Финского залива, северной части Балтийского моря.
  4. Ознаменование 300-летия Новой Ладоги и 1140-летия Смоленска новыми спортивными достижениями.

Для российских исследователей и популизаторов средневекового пути «из варяг в греки» эта экспедиция имела принципиальное значение! Ведь с 1986 года, с начала современного освоения древнего пути, это был первый переход на историческом русском судне на запад, за пределы России. В то же время российскую часть пути к 2004 году прошли представители всех скандинавских стран.

Ладья «Былина» была построена новоладожскими корабелами в традициях судов для рыбной ловли и морского промысла, практикуемых с древних времен в южном приладожье. Длина деревянного корпуса судна — 12,5 метра, ширина — 2,7 метра, высота бота — 1,5 метра, парусное вооружение — гафельный КЭЧ, площадь парусов — 40 м². На судне имеется две пары весел и дизельный двигатель для маневрирования в границах портов и береговых сооружений.

После непродолжительных сборов и благословения экспедиции местным священником экипаж выстроился на борту «Былины». Со словами напутствия от администрации г. Новая Ладога капитану вручили берестяной туесок с землей от первой столицы Руси для передачи его представителям города Хельсинки.

На переход от Ладоги до Выборга экипажу понадобилась одна неделя. По пути путешественники сделали остановки в яхт-клубе кораблестроительного университета Санкт-Петербурга и в г. Кронштадте. Там от опытных яхтсменов, неоднократно бывавших за границей, экипаж узнал много важных сведений о путешествиях по зарубежной территории. Например, приставать к частным островам при следовании по территориальным водам Финляндии можно только если поднят национальный флаг, обязательный атрибут в каждом финском доме.

Переход по выборгскому заливу освежил навыки ориентирования и передвижения в шхерах. Ветер, стихающий за островами, буквально рвал паруса на открытых пространствах. Поэтому во время стоянки в Выборге была проведена полная ревизия такелажа судна, усилены все ванты и фалы. Осталось только лишь получить добро от пограничников и таможни. И тут-то первая неприятность! Во время проверки документов в паспортах самых юных участников, при неоднократных сгибаниях и разгибаниях первой странички, отклеились фотографии. Продолжение всей экспедиции ставилось под большой вопрос. Но две банки тушенки и сгущенки, обязательный атрибут официальных встреч смоленского экипажа с 1988 года, сменили гнев на милость и судно было выпущено за границу.

На переход от Выборга до границы с Финляндией при устойчивом бейдевинде потребовалось семь часов. Зарубежный прием не заставил долго ждать. При входе в территориальные воды Финляндии к «Былине» подошел легкий пограничный катер и как лоцман показал вход в бухту острова Сантио (Santio). На пограничный и таможенный досмотр российского экипажа было затрачено не более десяти минут. От тушенки и сгущенки финны вежливо отказались.

С нетерпением экипаж добирался до острова Лапури (Lapuri), вблизи которого в 1976 году была обнаружена древняя ладья викингов. Корпус судна достаточно хорошо сохранился, что позволило в результате подводных археологических исследований сделать план и конструктивное описание его остова. В 1995-1996 годах была построена копия этого судна, которую окрестили именем «Хеймлоса Рус» (Heimlosa Rus) и спустили на воду летом 1996. После этого оно обошло под парусами такие страны как Финляндия, Швеция, Англия, Франция, Италия, Греция, Турция. А в 1999 году к путешествию на «Хеймлоса Рус» подключились смоляне — были преодолены Черное и Азовское моря (Украина, Россия). Это уникальное путешествие продолжилось летом 2000 года в России, по рекам Дон и Волга до Астрахани. Из Астрахани судно было доставлено в Выборг и летом 2001 корабль возвратился в Финляндию. Экипаж с интересом изучил акваторию острова и даже предпринял попытку понырять в прибрежных водах. Наверняка, где-то поблизости лежит еще одна легенда средневековья.

После долгого и трудного перехода первый день заграничного плавания было решено закончить на первом же удобном для ночлега острове около г. Хамина (Hamina). Остров выбран, флаг поднят и можно подходить. «Былину» встретили две семьи из Хельсинки, приехавшие на дачу отметить праздник середины лета (Иван Купала). После непродолжительного совещания с домочадцами, главы семейств пригласили российский экипаж на торжественный ужин. Облачившись в древнеславянские наряды, путешественники отправились в свой первый визит к финским друзьям. Вечер удался на славу. Интересным моментом этого праздника, который в Финляндии празднуют повсеместно и очень бурно, явилось сжигание чучела и фейерверк у воды. В ряде семей есть традиция одновременно с чучелом сжигать и все ненужные вещи, накопившиеся за год. На следующее утро, в благодарность за отличный вечер, всех детей прокатили под парусом на «Былине».

Заход в город Хамина не принес ожидаемых ярких впечатлений. Город как будто умер. За время трехчасовой экскурсии по городу встретились не более 10 человек и несколько машин. В отличие от России, магазины и другие заведения в Финляндии в праздники не работают. Одной из главных достопримечательностей Хамины является старая крепость, которая в форме звезды окружает центр города. Обширная парковая зона также составляет часть ансамбля крепости, полной романтики и старины. Примечательно, что работами по строительству крепости Хамина руководил генерал Александр Суворов. Он преобразовал оставшиеся от шведов временные песчаные валы в более высокие каменные стены. Ночь экипаж провел в живописной бухте на острове Лехмясаари (Lehmäsaari). Здесь великолепное место для отдыха на природе.

К обеду следующего дня «Былина» подошла к городу Котка (Kotka). Вся бухта была заполнена яхтами и катерами разных размеров. Экипаж с удовольствием прогулялся по великолепному парку Сапокка (Sapokka), по его бульварам с липами и статуями, по саду лекарственных и пряных трав. Посетили и неподражаемый искусственный водопад, наполняющий воздух живительной влагой в жаркое время. По этому парку можно совершать не только хорошие прогулки, но попутно изучать флору балтийского побережья. Многие растения имеют табличку с названиями и аннотацией.

После трехчасовой прогулки по Котке экипаж снова вышел в море, ведь «Былину» ждали в гости в морском музее острова Каунисаари (Kaunissaari). К острову оказался очень сложный подход, и во время лавировки под парусом судно чуть не выбросило на камни. Пришлось рубить паруса и подходить к причалу на моторе. Морской музей острова Кауниссаари — это уникальный частный музей береговой культуры Финляндии. В его экспозициях, размещенных в двух небольших рыбацких домиках, представлены промысловые лодки, предметы лова рыбы, одежда, посуда и другая утварь, сопровождающая рыбаков в их нелегкой жизни. Этот музей в 40-е годы начал создавать мистер Рейконен, житель этого острова. После его смерти дело отца продолжил сын, которому сейчас идет уже восьмой десяток. Большую помощь в содержании музея оказывает его дочь, считающая музей семейной гордостью, и в случае необходимости она переедет из Хельсинки на остров и продолжит дело, начатое ее предками. Музей наиболее посещаем в летнее время, когда туристы в большом количестве приезжают с материка на лодках. Хозяин музея, мистер Рейконен, подарил каждому члену экипажа сувенир в виде рюмки на морском канате и открытки с видом на остров, которые путешественники в тот же час отправили домой.

Шел дождь и уходить не хотелось. Экипажу «Былины» разрешили переночевать на территории музея. За несколько часов были осмотрены все достопримечательности острова и в оставшееся до сна время решили половить рыбу с причала. Каково же было удивление и восторг, когда на леску, спущенную в воду, сразу клюнул большой окунь. Усовершенствовав удочку, добавив к ней удилище, начали ловить по очереди. Клев был такой сильный, что в итоге за вечер было поймано 5 килограммов рыбы.

На следующий день путь мореходов пролегал к Ловисе (Loviisa) — небольшому городку на побережье. После нескольких часов перехода под проливным дождем, ладья вошла в гостевую бухту этого живописного местечка. Дождь к вечеру закончился, и прогулка по Ловисе привела на ипподром, на котором разгорались нешуточные страсти. Во время четырех заездов на колясках сотни финнов с азартом пытались с помощью ставок пополнить свой бюджет. Дух легкой наживы проник и в ряды российского коллектива. Поставив на седьмой номер, руководитель экспедиции рассчитывал выиграть кругленькую сумму. Но спурт ничем непримечательной серой кобылы под номером 12 лишил его этого удовольствия. В результате пришлось перейти в режим экономии и на время забыть про посещение кафе.

Несмотря на сложный заход в извилистую и узкую бухту города Порвоо (Porvoo), путешественники решили не обделять вниманием этот уголок. Типичные скандинавские лодочные эллинги, валуны, сосны, ресторанчики, кафе, художественные галереи, музеи и прелестные лавочки ремесленников — все это было осмотрено и запечатлено на фото и видео пленку.

При подходе к Хельсинки разразился шторм и единственным спасением было заночевать где-нибудь на острове. Усиливающийся с каждой минутой ветер не оставлял права на выбор. Спрятавшись от ветра за ближайший остров, с большим трудом удалось подойти к причалу. Несмотря на поднятый флаг, хозяева территории вежливо постарались проводить экипаж на поиски другого места. Попытки идти против ветра и волны оказались безрезультатны, и мореходы были вынуждены пристать к этому же острову, но с другого конца. Обитатели острова, наблюдая за маневрами «Былины», по-видимому, заподозрили что-то неладное и вызвали полицию.

Позднее время, сильный ветер и высокая волна не помешали финским стражам порядка буквально прилететь на быстроходном катере через 15 минут. Своим строгим видом финские полицейские показали, что службу они несут круглосуточно и смогут навести порядок в любом уголке страны, даже на маленьком острове в Финском заливе. Как ни странно, но отклеенные фотографии на паспортах не смутили финских стражей порядка. После изучения документов экипажу разрешили заночевать на причале и выходить на берег только для посещения туалета. Расстроенный капитан «Былины» отказался от этой услуги, продемонстрировав свой компактный био-туалет. Командир отряда полиции по достоинству оценил это экологически чистое приспособление на борту судна, наградив капитана одобрительной улыбкой и хлопком по плечу. Ночевали прямо на досках причала под шум волн и крики чаек.

Утром подошел добродушный финн, еще не отошедший от вчерашних праздников. Он долго извинялся за причиненные неудобства и разъяснил, что этот остров имеет пограничный режим и здесь никого нельзя принимать без специального разрешения. Россияне не стали обижаться на финнов, а подняли паруса и по успокоившейся за ночь водной глади пошли в Хельсинки. Но и тут поджидали свои сложности. Впереди по судовому ходу поминутно шли огромные лайнеры, паромы, баржи и катера. Улучив подходящую минуту, путешественники пошли в разрыв между двумя паромами и чуть было не поплатились за легкомыслие. От паромов ушли вовремя, но волны от них едва не потопили ладью, захлестнув за борт.

В Хельсинки шелестом деревьев и дымом костра мореходов приветливо встретил остров Пуккисаари (Pukkisaari). Он расположен в почти центре Хельсинки, имеет в диаметре около 500 метров и соединен с городом мостиком.

Семь лет назад в Финляндии создалась историко-культурная ассоциация «Соммело». Ее члены выступили с инициативой создать на острове Пукисаари музей-реконструкцию «Деревня викингов — Торговое селение железного века». Это начинание получило поддержку муниципалитета города Хельсинки, были выделены исходные средства на инструмент и материалы. За год были реконструированы два небольших домика, организован ряд мероприятий. Одно из них — международные Зимние Игры Викингов. Именно на эти соревнования в 2000 году впервые был приглашен клуб «Викинг-Нево». Так и завязалась дружба клуба с обществом «Соммело» и его руководителями. В последующие годы объем работ и выделяемые средства возрастали. Сейчас город оплачивает семь административно-хозяйственных ставок для обслуживания и развития деревни викингов. На острове часто гостит средневековый корабль «Сотка» (Sotka), построенный членами общества по образу корабля, найденного в Лапури.

Завтрак, приготовленный на костре Дирком Шнайдером, руководителем «Соммело», был как нельзя кстати после трудного пути. Состоялся обмен информацией и согласование программы пребывания россиян в Хельсинки. За группой был прикреплен гид и переводчик. Те, кто впервые был в Хельсинки, отправились на экскурсию по городу. Остальные решили посетить водно-оздоровительный центр. Различных оазисов водного царства в Финляндии найдется великое множество. Более 15 из них в Хельсинки. Многие их них функционируют как центры отдыха и развлечения. Большинство предоставляют возможность совместить отдых с оздоровительными процедурами. За небольшую плату можно целый день купаться, прыгать с вышки, играть в волейбол и теннис, париться в сауне.

Насладившись прелестью жизни, экскурсанты и водники благополучно собрались к ужину у костра на острове. На следующий день состоялась официальная встреча экипажа «Былины» с дирекцией национального музея Финляндии, руководителями «Соммело», представителями СМИ. На этой встрече национальному музею была торжественно передана земля от первой столицы Руси — Старой Ладоги. Таким образом была выполнена одна из основных задач экспедиции «Русич».

Дни, проведенные в Хельсинки, были наполнены разнообразными событиями и встречами. За это время все шесть зарубежных членов клуба «Викинг-Нево» вышли на контакт с экипажем и предложили интересные мероприятия. Были посещения музеев, экскурсии по городу, плавательные центры, концерты, морские прогулки и просто общение у костра. В один из дней путешественники интересно пообщались с Мирой Сало (Mira Salo) — Мисс Суоми 2004, которая приехала в деревню викингов на фотосессию.

Но все когда-нибудь заканчивается. С осознанием выполненного долга и поставленных задач экипаж отправился в обратный путь. По известной русской пословице, паруса домой несли быстрее, и путь, пройденный за 6 дней, в обратном направлении был преодолен всего за один. Но, как путешественники не спешили домой, они не могли не зайти на дачу к Арво Рейонену (Arvo Reijonen), большому другу и спонсору российской команды «Викинг-Нево» на Зимних Играх Викингов. Дача расположена недалеко от города Хамина, в Мянтюлахти (Mäntlahti), в 30 километрах от границы с Россией. Экипаж получил самый теплый прием на который только можно было рассчитывать. Мать и сестра Арво угощали экипаж всякими вкусностями как будто неделю готовились к приему гостей. На дачу также приехали Тайна Маннила (Taina Mannila) и Сеппо Сухонен (Seppo Suhonen) — члены клуба «Викинг-Нево». Они устроили семинар по ловле рыбы в финских водах на спиннинг. Пойманной рыбы с лихвой хватило на ужин, который затянулся далеко за полночь. В почетные члены клуба была принята 79-летняя мать АрвоАйно Ларссон (Aino Larsson). А в 5-30 уже подъем и предложенный новоиспеченным викингом горячий завтрак. В 6 часов утра, после теплого прощания с друзьями, «Былина» отчалила от гостеприимной финской земли и легла на курс в Россию.

Еще неделя перехода по Финскому заливу, реке Неве, Ладожскому озеру и месяц увлекательного путешествия позади, а прямо по курсу город приписки «Былины» и конечная точка экспедиции — Новая Ладога. В устье реки Волхов отважных мореходов встречал кортеж из крейсерских яхт — участников Кубка Ладоги, а на берегу ждали мэр Новой Ладоги, официальные лица, родные и близкие новоладожских членов экипажа. После праздничного обеда, подведения итогов и обсуждения планов на будущее участники экспедиции разъехался по домам. Заграничный вояж российских викингов удался на славу!





Благословение корабля
Благословение корабля в Новой Ладоге
Маяк Сухо
Маяк на острове Сухо в Ладожском озере
Крепость Орешек
Крепость «Орешек»
Настроение дождя
Настроение дождя
Сергей Сухорученков
Сергей Сухорученков — руководитель экспедиции
Отцы командиры
Владимир Андрюшкин, Сергей Сухорученков и Владимир Голубков
Былина в Выборге
«Былина» в Выборге
Корабль викингов в Выборге
Корабль викингов в Выборге
Стоянка около Хамины
Стоянка около Хамины
Прогулка на Былине
Прогулка на «Былине» с местными детьми
Полицейский катер
Полицейский катер Финляндии, проверка документов
Бухта Лехмясаари
Стоянка в бухте Лехмясаари
Водопад в Котке
Водопад в парке
Сапокка (Котка)
Морской музей Каунисаари
Морской музей
на острове Каунисаари
Морской музей Каунисаари
Морской музей
на острове Каунисаари
Владимир Андрюшкин
Владимир Андрюшкин готовит уху
Прибытие Былины в Пуккисаари
Прибытие «Былины» в деревню викингов на остров Пуккисаари
Прибытие Былины в Пуккисаари
Празднование прибытия «Былины» на остров Пуккисаари
Официальная встреча
Встреча с дирекцией национального музея Финляндии
Обмен подарками
Обмен подарками с представителями национально музея
Веники для бани
Торжественное вручение веников для бани Дирку и Пене
Экипаж Былины
Экипаж «Былины» на острове Пуккисаари в Хельсинки
Былина в Хельсинки
«Былина» в центре Хельсинки
Былина в Хельсинки
«Былина» в центре Хельсинки
Хельсинки
Хельсинки
Олимпийский огонь
Сергей Сухорученков несет афинский олимпийский огонь
Мира Сало
Мира Сало —
Мисс Суоми 2004
Ночная проверка
Ночная проверка
финской полицией
Белый лебедь
Белый лебедь провожает «Былину»
Расставание
Расставание с финскими друзьями


 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz