Экспедиция 2001 года
Время проведения: Август 2001 года
Маршрут: С.-Петербург (Rus) Старая Ладога (Rus) Петрозаводск (Rus) Москва (Rus)
Смоленский спортивно-экспедиционный клуб «Викинг-Нево» является мировым лидером исследования пути «из варяг в греки». Начиная с 1988 года на веслах и под парусами пройдено более 10 000 км. Этап от Выборга до Хельсинки, пройденный в июне этого года воспитанником клуба Максимом Пряжевским, поставил финишную точку в освоении маршрута. Смоляне стали первыми кто прошел весь путь. Что дальше?
С прошлого года СЭК «Викинг-Нево» стал интернациональным в него вступили 6 финнов и один швед. Финны уже несколько раз привлекали Смоленских коллег к участию в мероприятиях у себя в гостях. В свою очередь они проявляют большой интерес к путешествиям по российским просторам. Шлюпки «Аскольд» и «Дир», бессменно служившие Смоленским путешественникам в течение 12 лет, заметно износились, и на сегодняшний день остро встал вопрос о постройке или приобретении для смоленского экипажа нового экспедиционного судна. С целью изучения таких возможностей и отправились Смоляне в августе этого года к центрам древнего судостроения северо-запада России.
В состав экипажа этого года вошли:
- Сергей Сухорученков руководитель клуба «Викинг-Нево»,
- Максим Пряжевский,
- Ольга Титова учитель 39 средней школы,
- Игорь Тихомиров студент 4 курса СФ МЭИ,
- Константин Головкин учащийся 11 класса 33 средней школы,
- Александр Рыжкин учащийся 10 класса 33 средней школы.
Первым пунктом назначения стал Санкт-Петербургский молодежный кораблестроительный центр «Штандарт». В сентябре 2000 года мастера «Штандарта» спустили на воду 36-метровую копию одноименного Петровского фрегата. Это самое большое парусное судно, построенное в России. И отрадно, что в его строительстве принимала активное участие воспитанница клуба «Викинг-Нево» выпускница 33 школы Юлия Полякова, которая в настоящее время является организатором участия Российских команд в международных морских фестивалях «Атлантик Челендж». Смоляне осмотрели новую базу С.-Петербургского морского центра и были поражены, что несмотря на отсутствие элементарных бытовых условий для кораблестроителей, энтузиасты «Штандарта» уже заложили остов нового 38-метрового парусного судна. Тесного общения с питерскими мореплавателями не получилось, так как все они со своим кораблем принимали участие в морском фестивале в Норвегии.
После недолгих сборов экипаж смолян отправился на морском яле в плавание по Финскому заливу. За трое суток был пройден путь от Каменного острова в Санкт-Петербурге до Петродворца и острова Котлин. Балтийское море не баловало наших мореплавателей дул свежий встречный ветер, усиливающийся в порывах до 15-20 м/сек. Этот непродолжительный морской переход потребовал от экипажа большого умения и расторопности в управлении парусами и удержания судна на курсе.
Незабываемым для юных смоленских викингов стало посещение первой столицы Руси Старой Ладоги. Здесь на кургане Вещего Олега потомок первых русских князей Рюриковичей Иван Дмитриевич Ильин из «Княжеской дружины» Санкт-Петербургского исторического клуба совершил обряд посвящения смолян в воины и мореплаватели. Здесь же состоялась встреча с давним другом смоленских путешественников Ильей Пивником уникальным художником-иконописцем. Уже около 15 лет Илья посвятил восстановлению храмов Старой Ладоги. Им написаны более 2-х десятков икон, откованы ворота иконостаса, построена часовня. Илья предложил смоленскому клубу купленную им несколько лет назад у Волховских рыбаков девяти метровую лодку-сойму. Этот подарок наиболее значим в преддверие 1250-летия Старой Ладоги, которое состоится в 2003 году. Несомненно, что такая лодка с нашим экипажем видавших виды путешественников украсит празднество.
Во вторую неделю своего путешествия смоляне посетили старейший в России клуб судостроителей и мореходов «Полярный Одиссей» в Петрозаводске. Летопись ратных дел этого клуба начинается в 1978 году. На счету клуба более десятка построенных деревянных судов, походы от причалов Петрозаводска к берегам Норвегии, Франции, Ирландии, Аляски и Канарских островов. Неизменный командор клуба Виктор Дмитриев с большим уважением отозвался о смолянине Александре Кузнецове, руководителе первой экспедиции клуба «Викинг-Нево» в 1988 году от Смоленска до Санкт-Петербурга. В 1990 году Александр принимал участие в строительстве трех ладей «Вера», «Надежда», «Любовь», а также участвовал в экспедиции «Золотой век», где прошел путь от Петрозаводска до итальянского порта Генуи.
Поистине пути Господни неисповедимы. В первый же день пребывания в Петрозаводске наши ребята случайно встретились со своим земляком и единомышленником Александром Насоновым, который 8 лет принимал самое активное участие в делах клуба «Викинг-Нево», являясь заместителем Сергея Сухорученкова. В настоящее время Александр работает в московском клубе юных моряков «Петрофлот». В Петрозаводск он приехал с целью контроля выполнения заказа своего клуба на строительство трех ладей для повторения плавания к Святой земле. Александр сказал, что в Московский экипаж будут приглашены и смоленские путешественники.
Интересное общение состоялось у смолян с Николаем Добрыниным историком и путешественником, капитаном одной из ладей во время путешествия в 1990 году. Кстати сказать уже после окончания экспедиции Николай с женой два года работали в национальном парке «Смоленское Поозерье». Николай является основателем Российской Робинзонады. Его рассказа о выживании в трудных условиях были с интересом восприняты членами смоленской команды. Он не стал баловать путешественников чаем за семейным столом, а предложил совершить трехдневный поход по восточному берегу Онежского озера, имея с собой минимальный запас продуктов на один день и рыболовные снасти. Вот тут то и пригодилась закалка, выработанная круглогодичным купанием в Реадовском озере. Несмотря на сковывающий мышцы холод, а вода в озере была не более 10 градусов, Константин Головкин, ученик 11 класса 33 средней школы, регулярно вплавь по вечерам выставлял снасти, утром радовал своих товарищей богатым уловом. Дважды в сети попадались хариусы. Дефицит витаминов в рационе с лихвой компенсировался манной кашей с собранной по берегу черникой и брусникой. А жаркое из грибов и горячий чай, заваренный на травах, делали каждую трапезу праздничной.
Дорога домой прошла через столицу. Смоленский экипаж был тепло встречен в клубе «Петрофлот». В распоряжение своих земляков Александр Насонов предоставил каюткомпанию шхуны «Курьер» пришедшей из Петрозаводска и сауну. На следующий день хороший прием был оказан коллективом общественной организации «Движение в поддержку флота». За душистым чаем в офисе, расположенном в центре Москвы, были обсуждены вопросы развития морского дела на Смоленщине.
Итоги экспедиционной деятельности всех членов СЭК «Викинг-Нево» как российских, так и зарубежных, будут обсуждены через всемирную сеть Интернет и к концу октября будет выработана стратегия дальнейшего развития международной программы «Викинг-Нево».
Решающую роль в подготовке и финансировании экспедиции Смоленского клуба в этом году сыграл комитет по делам молодежи Администрации Смоленской области (председатель комитета Мурыгин А.С.).