/ Rus / Экспедиции / Экспедиция 2001 года
ПечатьПечать

Экспедиция 2001 года

Время проведения: Август 2001 года
Маршрут: С.-Петербург (Rus) — Старая Ладога (Rus) — Петрозаводск (Rus) — Москва (Rus)

Смоленский спортивно-экспедиционный клуб «Викинг-Нево» является мировым лидером исследования пути «из варяг в греки». Начиная с 1988 года на веслах и под парусами пройдено более 10 000 км. Этап от Выборга до Хельсинки, пройденный в июне этого года воспитанником клуба Максимом Пряжевским, поставил финишную точку в освоении маршрута. Смоляне стали первыми кто прошел весь путь. Что дальше?

С прошлого года СЭК «Викинг-Нево» стал интернациональным — в него вступили 6 финнов и один швед. Финны уже несколько раз привлекали Смоленских коллег к участию в мероприятиях у себя в гостях. В свою очередь они проявляют большой интерес к путешествиям по российским просторам. Шлюпки «Аскольд» и «Дир», бессменно служившие Смоленским путешественникам в течение 12 лет, заметно износились, и на сегодняшний день остро встал вопрос о постройке или приобретении для смоленского экипажа нового экспедиционного судна. С целью изучения таких возможностей и отправились Смоляне в августе этого года к центрам древнего судостроения северо-запада России.

В состав экипажа этого года вошли:

Первым пунктом назначения стал Санкт-Петербургский молодежный кораблестроительный центр «Штандарт». В сентябре 2000 года мастера «Штандарта» спустили на воду 36-метровую копию одноименного Петровского фрегата. Это самое большое парусное судно, построенное в России. И отрадно, что в его строительстве принимала активное участие воспитанница клуба «Викинг-Нево» выпускница 33 школы Юлия Полякова, которая в настоящее время является организатором участия Российских команд в международных морских фестивалях «Атлантик Челендж». Смоляне осмотрели новую базу С.-Петербургского морского центра и были поражены, что несмотря на отсутствие элементарных бытовых условий для кораблестроителей, энтузиасты «Штандарта» уже заложили остов нового 38-метрового парусного судна. Тесного общения с питерскими мореплавателями не получилось, так как все они со своим кораблем принимали участие в морском фестивале в Норвегии.

После недолгих сборов экипаж смолян отправился на морском яле в плавание по Финскому заливу. За трое суток был пройден путь от Каменного острова в Санкт-Петербурге до Петродворца и острова Котлин. Балтийское море не баловало наших мореплавателей — дул свежий встречный ветер, усиливающийся в порывах до 15-20 м/сек. Этот непродолжительный морской переход потребовал от экипажа большого умения и расторопности в управлении парусами и удержания судна на курсе.

Незабываемым для юных смоленских викингов стало посещение первой столицы Руси — Старой Ладоги. Здесь на кургане Вещего Олега потомок первых русских князей Рюриковичей Иван Дмитриевич Ильин из «Княжеской дружины» Санкт-Петербургского исторического клуба совершил обряд посвящения смолян в воины и мореплаватели. Здесь же состоялась встреча с давним другом смоленских путешественников Ильей Пивником — уникальным художником-иконописцем. Уже около 15 лет Илья посвятил восстановлению храмов Старой Ладоги. Им написаны более 2-х десятков икон, откованы ворота иконостаса, построена часовня. Илья предложил смоленскому клубу купленную им несколько лет назад у Волховских рыбаков девяти метровую лодку-сойму. Этот подарок наиболее значим в преддверие 1250-летия Старой Ладоги, которое состоится в 2003 году. Несомненно, что такая лодка с нашим экипажем видавших виды путешественников украсит празднество.

Во вторую неделю своего путешествия смоляне посетили старейший в России клуб судостроителей и мореходов «Полярный Одиссей» в Петрозаводске. Летопись ратных дел этого клуба начинается в 1978 году. На счету клуба более десятка построенных деревянных судов, походы от причалов Петрозаводска к берегам Норвегии, Франции, Ирландии, Аляски и Канарских островов. Неизменный командор клуба Виктор Дмитриев с большим уважением отозвался о смолянине Александре Кузнецове, руководителе первой экспедиции клуба «Викинг-Нево» в 1988 году от Смоленска до Санкт-Петербурга. В 1990 году Александр принимал участие в строительстве трех ладей «Вера», «Надежда», «Любовь», а также участвовал в экспедиции «Золотой век», где прошел путь от Петрозаводска до итальянского порта Генуи.

Поистине пути Господни неисповедимы. В первый же день пребывания в Петрозаводске наши ребята случайно встретились со своим земляком и единомышленником Александром Насоновым, который 8 лет принимал самое активное участие в делах клуба «Викинг-Нево», являясь заместителем Сергея Сухорученкова. В настоящее время Александр работает в московском клубе юных моряков «Петрофлот». В Петрозаводск он приехал с целью контроля выполнения заказа своего клуба на строительство трех ладей для повторения плавания к Святой земле. Александр сказал, что в Московский экипаж будут приглашены и смоленские путешественники.

Интересное общение состоялось у смолян с Николаем Добрыниным — историком и путешественником, капитаном одной из ладей во время путешествия в 1990 году. Кстати сказать уже после окончания экспедиции Николай с женой два года работали в национальном парке «Смоленское Поозерье». Николай является основателем Российской Робинзонады. Его рассказа о выживании в трудных условиях были с интересом восприняты членами смоленской команды. Он не стал баловать путешественников чаем за семейным столом, а предложил совершить трехдневный поход по восточному берегу Онежского озера, имея с собой минимальный запас продуктов на один день и рыболовные снасти. Вот тут то и пригодилась закалка, выработанная круглогодичным купанием в Реадовском озере. Несмотря на сковывающий мышцы холод, а вода в озере была не более 10 градусов, Константин Головкин, ученик 11 класса 33 средней школы, регулярно вплавь по вечерам выставлял снасти, утром радовал своих товарищей богатым уловом. Дважды в сети попадались хариусы. Дефицит витаминов в рационе с лихвой компенсировался манной кашей с собранной по берегу черникой и брусникой. А жаркое из грибов и горячий чай, заваренный на травах, делали каждую трапезу праздничной.

Дорога домой прошла через столицу. Смоленский экипаж был тепло встречен в клубе «Петрофлот». В распоряжение своих земляков Александр Насонов предоставил каюткомпанию шхуны «Курьер» пришедшей из Петрозаводска и сауну. На следующий день хороший прием был оказан коллективом общественной организации «Движение в поддержку флота». За душистым чаем в офисе, расположенном в центре Москвы, были обсуждены вопросы развития морского дела на Смоленщине.

Итоги экспедиционной деятельности всех членов СЭК «Викинг-Нево» как российских, так и зарубежных, будут обсуждены через всемирную сеть Интернет и к концу октября будет выработана стратегия дальнейшего развития международной программы «Викинг-Нево».

Решающую роль в подготовке и финансировании экспедиции Смоленского клуба в этом году сыграл комитет по делам молодежи Администрации Смоленской области (председатель комитета Мурыгин А.С.).



Финский залив
На веслах в Финском заливе
Финский залив
Финский залив
Финский залив
Под парусом в Финском заливе
Стоянка в Петродворц
Стоянка в Петродворце
Петродворец
Петродворец
Сергей Сухорученков
Сергей Сухорученков
Курган Вещего Олега
Курган Вещего Олега в Старой Ладоге
Волхов
Старая Ладога, река Волхов
Ильин
Иван Дмитриевич Ильин
Курган Вещего Олега
На кургане Вещего Олега
в Старой Ладоге
Старая Ладога
Старая Ладога
Старая Ладога
Старая Ладога
Петрозаводск
Петрозаводск
Осиновка
Лодка-долбленка (осиновка) на верфи
в Петрозаводске
Карелия
Карелия


 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz