/ Rus / О клубе пишут / Хождение к Каспийскому морю
ПечатьПечать


Проект «Рус»
(Финляндия) — Экспедиция 2000 года

Судно викингов «Хеймлоса Рус»
(Heimlosa Rus)

Фредрик КОИВУСАЛО, руководитель проекта «Рус»

Хождение к Каспийскому морю

Путешествие на корабле викингов «Хеймлоса Рус» в россии летом 2000 года

Финский корабль викингов «Хеймлоса Рус» завершил свой пятый плавательный сезон со времени спуска на воду в 1996 году. В течение пяти летних сезонов нам удалось обойти вокруг Европы и познакомить со своим проектом европейских мореплавателей. Этим летом мы совершили поход по русским рекам Дону и Волге. Эти реки в течение столетий служили важными торговыми путями. Дон, впадающий в Черное море, и Волга, впадаюшая в Каспийское море, были хорошо известны среди купцов и воинов северных стран еще во времена бронзового века. Культовые каменные сооружения в форме кораблей на восточном побережье Каспийского моря аналогичные таким же на Готландских островах и в Скании, являются свидетельством древних связей по реке Волге.

Во времена бронзового века северные народы, возможно, интересовала медь из восточных областей, прилегающих к Каспийскому морю. Северные купцы вели активный обмен карельских мехов на медь. Эти районы были также хорошо известны и во времена викингов. Исландский писатель Снорре Стурлассон (1179-1241) рассказывает, что бог Од нашел свое прибежище восточнее реки Дон. Страна Саркланд, которая упоминается в рунах викингов, возможно имеет отношение к области восточнее Черного моря. Здесь перекрещивались Великий шелковый путь и Северный торговый путь между северными странами и арабским миром.

«Хеймлоса Рус» провела зиму в Ростове, где река Дон впадает в Азовское море. Когда мы прибыли на корабль 26 июля, то обнаружили, что крысы изгрызли наше снаряжение. Запас футболок и часть такелажа, видимо, особенно пришлись им по вкусу. Большие же «двуногие крысы» унесли часть швартовых канатов. Но в целом мы нашли корабль в хорошем состоянии и, после проконопачивания щелей и просмолки бортов, спустили его на воду. Мы оснастили судно таким образом, что 9-метровая мачта могла оставаться поднятой весь путь до Астрахани, что позволяло нам, по нашему обыкновению, сразу ставить паруса при наличии благоприятного ветра.

Путешествие по реке Дон началось 29 июля. Иностранным судам не разрешается плавать по русским рекам, поэтому, во избежание проблем с властями, корабль шел под русским флагом. Судовая команда на «Хеймлоса Рус» была русско-финско-шведская и состояла из 14 человек. Все оснащение и груз размещались на палубе площадью 18 квадратных метров, таким образом, свободного места практически не было. Однажды, к счастью всего на один день, на борту находилось 20 человек. Один из русских членов экипажа, Максим Пряжевский, говорил по английски и был нашим переводчиком.

Нам приходилось бороться с течением, скорость которого варьировалась от одного до трех узлов, в зависимости от того, в каком месте русла реки мы находились. Опыт плавания по рекам Европы, а также постоянное наблюдение за формой береговой линии, формой волн и наличием водорослей помогали нам легче найти места фарватера, где течение было более медленным. Таким же образом и викинги продвигались в незнакомых водах, тщательно изучая и анализируя незнакомую обстановку и окружающую среду. Первые два дня мы шли на веслах, но затем в течение нескольких дней задул западный ветер, что позволило нам под парусами достичь Волгограда всего за 10 дней (расстояние 550 км). Волгоград расположен на Волге в конце канала соединяющего Волгу с Доном. Очень возможно, что этот канал был построен именно там, где когда-то народ Рус (так арабы называли викингов) и другие древние мореплаватели перетаскивали волоком свои корабли между двумя реками.

Около трети этой части путешествия проходило по исскуственным водохранилищам и шлюзам, построенным еще в 50-х годах. В этих местах находился город Соркель, завоеванный викингами в 945 году. Когда постройка плотин была завершена, его руины навсегда исчезли под водой.

Сегодня берега Дона на удивление малообитаемы. Между берегами встретилось всего несколько мостов и переправ. Местность очень красива, с богатой фауной: орлы, сидящие на верхушках деревьев, коршуны, парящие в небе, и цапли, с важным видом стоящие на берегу. Промышленных загрязнений нет, поэтому река чиста и обильна рыбой. Каждую ночь мы ставили несколько сетей и по утрам варили уху. Несколько членов команды взяли с собой свои рыболовные снасти, но оказалось, что только сети достаточно пригодны в этих условиях. По ночам нас беспокоили комары. Они были по размерам мельче чем в Финляндии, но значительно более агрессивны. В это время года уже поспели вишни и мы покупали их ведрами всего за несколько рублей в маленьких деревнях, расположенных по берегам. Нигде не было видно сельскохозяйственной деятельности. Кажется, что население живет за счет скотоводства и выращивания фруктов и овощей.

В Волгограде мы пришвартовались у причала отделения рыбной полиции и ожидали несколько дней смены русских членов судовой команды. Рыбная полиция не проявляла никаких признаков профессиональной деятельности. Водка лилась таким неудержимом потоком, что моя команда почти утонула в ней. В качестве закуски между принятием спиртного было немного квашеной капусты и шпик. Через несколько дней нам стало ясно, что деятельность отделения рыбной полиции не выдерживает дневного света (честно говоря, как и любого другого света).

Город Волгоград (ранее известный, как Сталинград) знаменит как место, где произошло решающее сражение Второй мировой войны. Ценой миллионов человеческих жизней битва повернула колесо фортуны против Германии. Мы посетили огромный монумент памяти жертвам сражения, к которому миллионы русских совершают паломничество со всех концов своей страны.

Новые члены судовой команды, прибывшие в Волгоград, были юноши из Смоленска. Самому молодому было всего 14 лет. У этих юношей заметно более добросовестное и активное отношение к работе на борту, чем у старших русских, что вселяет некоторый оптимизм в отношении будущего России. Они рассказали, как изменилась система обучения в пост-советское время и исчезла идеологическая обработка. Остается только надеяться, что несмотря на глубину проблем в России, их можно решить.

Мы смогли убедиться сами, что страна богата природными ресурсами, но где желание и возможности использовать их соответствующим образом? С другой стороны, что значит соответствующим? Мы смотрим на все с нашей, западной точки зрения, которая значительно отличается от того, как русские оценивают свои проблемы. В России любая попытка решить что-нибудь с западной эффективностью оказывается безнадежной. Временами у меня складывалось впечатление, что русские действительно любят свои проблемы и их наличие.

14 июля мы покинули Волгоград и направились на юг в сторону Астрахани. В течение целого дня дул сильный встречный ветер. Течение продвигало нас к цели со скоростью 3 узла, но для поддержания управляемой скорости нам было необходимо двигаться по меньшей мере на 1 узел быстрее. Таким образом, для поддержания скорости в 4 узла мы были вынуждены идти на веслах. После полудня встречный ветер усиливался и было чрезвычайно тяжело поддерживать эту скорость. Когда ветер и течение направлены в противоположные стороны, волны становятся выше и короче и река превращается в бурное море.

Ветер, дующий на открытых пространствах, поднимает небольшие песчаные бури на берегах. «Хеймлоса Рус» прыгала на волнах, но все еще продвигалась вниз по течению против ветра, как «Летучий голландец». Чтобы было легче поддерживать заданную скорость и обезoпаситься от интенсивного судоходного движения, мы решили через несколько дней пути грести по утрам и вечерам. В конце концов мы стали грести только по ночам, когда было безветренно и воздух свеж и прохладен.

Когда мы достигли территории Калмыкии, я заметил, что русские члены экипажа стали беспокойны. Они не могли сказать ничего положительного о калмыках. Русские не хотели, чтобы мы сходили на берег и утверждали, что калмыки могут представить для нас угрозу. Отношения между русскими и калмыками были и остаются напряженными. Калмыкия была автономной республикой с 1920 по 1943 гг.

Нам было необходимо пополнить запасы провианта и я принял решение, несмотря на предостережения русских, высадиться на берег. У калмыков монгольские черты лица. Это народ, который всегда вел кочевой образ жизни и не принял верховенство России. Они продолжают добывать волжских осетров, как они это делали в течение столетий, несмотря на то, что это запрещено российским законодательством. Мы купили одного из этих браконьерских осетров и пожарили его на берегу. Он оказался необычайно вкусен.

Я не заметил ни малейшего гостеприимства со стороны калмыков, но в тоже время ощутил открытое любопытство: нам приветственно махали с берега руками во время нашего плавания. Размышляя на эту тему, невозможно помочь внутренним политическим проблемам России. Может быть, было-бы лучше, если регионы обрели большую автономию. Утопия сверхдержавы развеялась бы, но люди, возможно, были бы более счастливы.

Интенсивная гребля заставляла нас потреблять большое количество воды. Мы часто высаживались на берег в деревнях, чтобы пополнить ее запасы. Когда мы заметили, что местные жители берут воду прямо из реки и используют ее такой, как она есть, т.е. без обработки, мы стали употреблять для своих повседневных нужд кипяченую речную воду. Вода была немного мутной, но она не могла быть сильно загрязненной, так как в наши сети прежнему попадалось большо количество рыбы. Гребля в ночное время требовала большого напряжения сил, по крайней мере от меня. У судовой команды не было достаточно опыта и недостаточно мореходного и навигационного мастерства. Несколько раз возникали ситуации, когда мы были близки к аварии. Один раз мы чуть было не столкнулись с пассажирским судном. Мне приходилось быть на чеку даже в свободное от вахты время.

Однажды, мы сошли на берег на острове, где жил лесник с женой и двумя детьми. Он был чеченец, что оказалось интересной неожиданностью. На оклад лесника в 300 рублей (около 11 долларов) невозможно прожить в современной России. Он превозносил эпоху Брежнева, когда на 300 рублей можно было безбедно прожить целый месяц. Он жаловался, что в настоящее время люди воруют намного больше. По очевидным причинам он не хотел говорить о войне в Чечне. Высокий уровень инфляции в России вынудил семью перейти на самообеспечивающее домашнее хозяйство, которое успешно функционирует. Когда мы захотели купить яиц, лесник принес нам целых два ведра. Семья также занимается выращиванием лошадей на мясо. Они позволили нам покататься верхом на их скаковой лошади. Я никогда раньше не ездил верхом, но после короткого инструктажа проскакал вдоль берега Волги.

Самообеспечмвающие хозяйства широко распространены в России. Это позволяет людям выжить во время политических и хозяйственных изменений. Западное общество и жизнь более чувствительны в этом отношении. Жизнь на борту нашего корабля также хорошо адаптировалась к окружающим условиям и мы достигли своего: мы нашли дорогу как на восток, так и на запад.

На протяжении всего нашего путешествия мы проплывали мимо разрушенных домов отдыха. Коттеджи имели характерные крутые крыши и выглядели одинаково. Эти дома отдыха — реликвии советского времени и в настоящее время они не используются. Около 35 км от Астрахани мы сошли на берег у одного из таких домов отдыха, обнаружив сторожа, который живет там со своей семьей. Они занимаются выращиваним персиков и поскольку к тому времени они уже поспели, мы купили столько, сколько могли унести. Вечером мы мылись в сауне этого дома отдыха.

В воскресенье 23 июля мы достигли Астрахани расположенной в дельте реки Волга. Мы прошли почти 1000 км с того момента, как покинули Ростов. Астраханская область находится в зоне высокого атмосферного давления и мы почувствовали, что означает «сердце России». Температура воздуха достигала 42 градусов в тени! Астрахань издавна является центром рыбной торговли волжской и каспийской рыбой. Мы побывали на рыбном рынке и купили много отличной вяленой рыбы (воблы), которая является популярной закуской к пиву в России. Рыбу вялят вместе с внутренностями, что делает ее более нежной. Где-то в этом районе, в дельте реки, располагался Атил — столица Хазарского княжества. Здесь норманские купцы платили пошлины за свои товары. Руины города Атил так и не были найдены. В Астрахани я познакомился с профессором Петром Бухарициным, который посвятил многие годы поискам античного города. Он предложил мне участвовать в его экспедиции и исследованиях.

Проект «Рус» в настоящее время достиг цели поставленной в 1994 году — достичь Астрахани. В наш первоначальный план входило достичь Ладожского озера и затем спуститься вниз по русским рекам до Астрахани за три месяца, но мы не получили на это разрешения от русских властей. Вместо этого нам пришось пройти вокруг Европы и все путешествие заняло пять лет. Но в конце концов мы достигли своей цели! В связи с этим следует отметить, что проект был реализован без какой-либо спонсорской финансовой помощи. Проект не был лимитирован и привязан к определенному годовому бюджету и свободное изменение плана позволило нам изучить, как викинги ориентировались во время плавания в приливно-отливных водах. Сейчас мы знаем, что корабль Лапури (корабль викингов, обломки которого были найдены в Финском заливе), с которого была скопирована «Хеймлоса Рус», представлял собой универсальное судно, на котором можно пересекать и небезопасные для плавания воды.

В Астрахани все пытались убедить меня оставить корабль на зиму там и следующим летом продолжить плавание по Каспийскому морю, поскольку известно, что викинги плавали вдоль берегов Каспийского моря на своих кораблях. После длительных размышлений я пришел к выводу, что продолжать путешествие нецелесообразно, так как дальнейшее плавание по Каспийскому морю не даст нам дополнительной информации к той, что мы уже получили. К тому же очень трудно найти квалифицированных русских сотрудников, владеющих иностранными языками. Следует отметить, что это было одной из трудностей, связанных с продвижением экспедиции на восток.

Путешествие по Украине и России было тяжелейшей частью проекта не столько по экономическим, сколько по бюрократическим причинам. Представители запада иногда сталкиваются с большими затруднениями по преодолению бюрократии местных властей. Однако, проживание довольно дешевое и если бы не ответственность за наше судно, путешествие на восток могло бы быть даже очень приятным. Каспийское море не только пленительно, но интересно как с исторической, так и с археологической точки зрения. Для проекта «Рус» нет препятствий вернуться обратно на Каспийское море, но это будет уже без судна «Хеймлоса Рус».

«Хеймлоса Рус» была доставлена грузовым транспортом в город Выборг, около Санкт-Петербурга, 13 августа, и в настоящее время оно зимует в порту выборгского яхт-клуба. Следующим летом мы поплывем обратно в Финляндию.




 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz