/ Rus / О клубе пишут / Ладья викингов впервые зашла в Дон
ПечатьПечать


Проект «Рус»
(Финляндия) — Экспедиция 1999 года

Судно викингов «Хеймлоса Рус»
(Heimlosa Rus)

газета «Комсомольская Правда-на-Дону», 1 августа 1999 г.

Ладья викингов впервые зашла в Дон

Археологическая экспедиция «из варяг в греки» становится на зимовку в Ростове

Горячие финские парни не любят париться

Ладью ждали давно. Полтора месяца назад в «Комсомолку» позвонили из донской федерации парусного спорта: «Лети в Стамбул. Не пожалеете, викинги стоят, собираются плыть к вам, на Ростов».

Редакционные дела не позволили долететь до самого большого города Турции. Оставалось ждать. Снова звонок:

— Они стоят в яхтклубе «Аврал», приезжайте.

Среди яхт ладья выделялась. Приветственное «хай». В ответ кивок. Загорелые тела, да такие, что кожа шелушиться.

— Пойдем попаримся, — с ходу ошарашивает русская речь.

— Пойдем.

— Ни хрена эти финны не соображают в сауне. Где только не стояли, я везде парился. Их палкой не загонишь.

Впечатление такое, что вместе выросли. Знакомимся:

Сергей Сухорученков, руководитель смоленского клуба «Викинг-Нево».

С ним Максим Пряжевский, студент-третьекурсник. И два финна — хозяева. Капитан Фредрик Коивусало и старпом, он же корабельщик, он же кок, то бишь повар, Сеппо Сухонен. С трудом читается готический шрифт: «Хеймлоса Рус». Переводится — «Странствующий викинг».

Они пошли своим путем

В 1977 году около острова Лапури в Финском заливе была обнаружена древняя ладья викингов. Корпус судна хорошо сохранился, что позволило в результате подводных археологических изысканий сделать план и конструктивное описание его остова длиной 12 метров, шириной — 3. В 1992-1993 гг. на острове Реплот в Ботническом заливе финны построили полномасштабную копию. Судну дали имя «Рус» (русами называли викингов арабы). Проект осуществлялся как морской археологический эксперимент. Для того чтобы изучить технику судостроения и мореплавания викингов, корабелы сделали все так, как это делали в X веке. Вручную ковались гвозди, вились волосяные канаты, из шерсти соткали ткань для паруса и выделали лосиные шкуры, на которых и спали члены судовой команды. Летом 1994 года «Рус» совершил плавание по Балтийскому морю. Но из-за поломки руля у латвийских берегов судно потерпело крушение. Финны не сдались и зимой 1995-1996 гг. построили новую копию, на которой прибыли в Ростов. Пройдя с остановкой на зимовку за три года Швецию, Германию, Англию, Францию, Италию, Турцию, добрались до России. Из турецкого Бодрума вышли 31 мая, пройдя вдоль южного берега черного моря. За месяц дошли до Инеболу, после чего двое суток по меридиану пересекали море, дойдя до Ялты. Встречные ветры погоду портили. Прямое парусное вооружение не позволило ходить так, как ходят спортивные яхты, — круто к ветру. Подвесной «Джонсон» хорош для маневров, но не для дальних походов. Еле-еле телепаясь, прибыли в порт «Кавказ» в Керченском проливе. Пограничники двое суток держали ладью под арестом, выясняя: ни шпоны ли, ни диверсанты?

— Самое интересное, — говорит Серега, — очутиться в середине моря. Представляешь, идем — и вдруг дельфины. Полсотни, может, даже больше. Играют, заходят по носу — обалдеть!

Археологическая экспедиция становится на зимовку в яхт-клубе «Ростсельмаша». На следующий год мореходы надеются подняться вверх по реке и дойти до Финляндии. В древности из варяг в греки ходили наоборот, спускаясь вниз по рекам. Как эти славные парни будут делать это против течения с таким парусом, непонятно. Но что-нибудь придумают.

Попутного ветра!

Владимир ПАНОВ




 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz