/ Rus / О клубе пишут / Сенсация, рожденная в пути!
ПечатьПечать


Экспедиция «Викинги в Гардах»
(июль-август 1993 г.)


газета «Рабочий путь», 29 ноября 1993 г.

СЕНСАЦИЯ, РОЖДЕННАЯ В ПУТИ!

Новая версия о пути «из варяг в греки»

В научном мире водный путь «из варяг в греки» дискутируется лет 200. В последние годы ученые Рыбаков В. А., Лебедев Г. С., Никитин А. Л., Микляев А. М. и другие высказали противоречащие друг другу версии.

Большое значение для упрочнения той или иной точки зрения имеет моделирование исторического перехода. С этой целью с 1985 г. действовала Всесоюзная экспедиция «Нево» Географического общества. За семь лет существования «Нево» в ее работе приняло участие 342 человека из десяти городов страны: ученые, исследователи, спортсмены, корабелы. Отдельными частями пути «из варяг в греки» неоднократно пройден на шлюпках, байдарках, облетан на вертолетах.

С 1988 года к экспедиции «Нево» подключились энтузиасты из Смоленска. На веслах и под парусами членами спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево» пройдено более 10 тысяч миль. Маршруты клуба проходили по рекам Каспле и Западной Двине до Риги, по Балтийскому морю до Санкт-Петербурга, по реке Днепр до Киева и Одессы, по реке Неман до Клайпеды. В 1992 и 1993 гг. члены клуба принимали участие в организации международных экспедиций «Эрнинте в Гардах» и «Хаверн на восточном пути», география которых включает Осло, Стокгольм, Таллинн, Ригу, Смоленск, Киев, Одессу, Стамбул.

Каждый поход — это новые открытия и новые вопросы. Самой большой загадкой, неразрешимой на сегодняшний день, является то, как загруженные товаром и продовольствием дракары и ладьи проходили верховья рек и водоразделы.

Теоретически маршруты возможных волоков историками обозначены. Смоленский археолог Е. А. Шмидт определяет два наиболее обоснованных в пределах Смоленской области перехода — из Днепра через водораздел в Западную Двину по рекам Березине, Рутавечи, Каспле, Катынке, озерам Большая Рутавечь, Купринское, Касплянское.

Эти переходы могли быть доступны для средневековых судов, если допустить то, что уровень воды в те времена был на 3-4 метра выше современного.

Ученые утверждают, что климат I тысячелетия — начала II бал засушливым и что в интересующее нас время уровень вод во всем северном полушарии был низок.

Есть множество археологических свидетельств о низком уровне воды. Положение ряда курганов, сопок на трассе пути очень низкое по сравнению с современным уровнем воды. Весенними половодьями все эти памятники затапливаются чуть ли не целиком, а в дождливые годы в течение всего лета оказываются под водой.

Если действительно не реки были полноводные, то возможность прохода судов в их верховье исключается. Это ставит под сомнение возможность преодоления водоразделов рек в летних условиях.

Смоленский спортивно-экспедиционный клуб «Викинг-Нево», основываясь на 5-летнем опыте исторических реконструкций переходов по пути «из варяг в греки», выдвигает зимнюю версию трансконтинентального пути.

Мы предполагаем, что из Скандинавии суда могли выходить в октябре. В это время их быстрому ходу способствовал попутный западный ветер. Расстояние до Новгорода могло преодолеваться за 2-3 недели. Примерно такое же время могло потребоваться для прохождения Ловати. Далее предстояла стоянка в ожидании ледостава и снежного покрова. В это время к конечному пункту водного пути могло собраться несколько судов. Кооперация экипажей облегчала трудоемкость волока. Трасса волока могла проходить по замерзшим руслам рек, озерам, поймам болот, заснеженным участкам суши.

Суда для волока ставились на сани. Простейшая конструкция саней — два обтесанных бревна, скрепленных между собой.

При таких условиях даже усилий одного экипажа было достаточно, чтобы преодолеть за один день 15-20 км. С использованием конной тяги скорость могла возрастать в 3-4 раза.

Если за начало волока взять район Великих Лук, то продолжительность волока до Гнездова могла быть в пределах 15-20 дней.

После волока предстояла стоянка в ожидании сезона таяния льда и снега. Высокая половодная вода обеспечивала беспрепятственное похождение верхних участков рек и порогов.

Подтверждением выдвинутой смоленским клубом «Викинг-Нево» версии о пути «из варяг а греки» может стать экспедиция от Балтийского до Средиземного моря. Это трудоемкое мероприятие, включающее изготовление древнерусской ладьи, подготовку экипажа, планируется на 1994-1995 годы.

С. СУХОРУЧЕНКОВ,
руководитель Смоленского спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево»

Д. ВАЛУЕВ,
научный сотрудник Смоленского музея-заповедника




 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz