1996 Экспедиция Holmgard на судне «Айфур» (Aifur)
Время проведения: Июль 1996 года
Маршрут: Демидов (Rus) Смоленск (Rus) Гнездово (Rus) Катынь (Rus)
В 1994 и 1996 годах реконструированный шведский корабль времен викингов «Айфур» (Aifur) совершил переход из Сигтуны (Sigtuna) на озере Малар (Mälar) в Швеции в Херсон черноморский порт на Украине. Это рискованное мероприятие, названное «Экспедиция Holmgard» (The Holmgard Expedition), явилось попыткой повторить переход «из варяг в греки». Об этом древнем водном пути до сих пор многое неизвестно и экспедиция «Айфура» рассматривалась как часть археологического эксперимента.
«Айфур» это 9-метровое судно викингов, шириной 2.2 метра и весом около 800 кг. «Айфур» был построен в 1992 году. Конструкция корабля содержит в себе черты различных судов времен викингов, найденных в Балтийском регионе. Площадь паруса составляет 19 квадратных метров. Команда «Айфура» состоит из девяти человек. Корабль носит имя одного из самых больших и опасных порогов на Днепре, которое в переводе означает «всегда яростный».
В 1994 году «Айфур» пересек Балтийское море и по Неве и Волхову пришел в Новгород. За этот переход было покрыто расстояние в 1382 км. В 1996 году «Айфур» продолжил путешествие из Новгорода. Река Ловать вверх по течению оказалась очень мелководной, и переход через первый водораздел был очень долгим. Далее команда продолжила свой путь по рекам Усвята, Двина и Каспля. При переходе через второй водораздел корабль помещали на простые колеса, которые делались прямо на месте, и волоком тянули к Днепру. На этом этапе сухопутного перехода к команде «Айфур» присоединились викинги из смоленского спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево», которые оказали посильную помощь при волоке судна. Экспедицию «Айфур» завершил в Херсоне (Украина), пройдя 1568 км. В итоге за 113 дней экспедиции «Айфур» прошел 2950 км.
При переходе через Балтийское море, озера Ладожское и Ильмень, а также на Днепровских водохранилищах «Айфур» зарекомендовал себя как хорошее парусное судно. Спуск на веслах вниз по рекам также проходил без особых проблем.
Некоторые заключения
Опыт, полученный в этой экспедиции, показывает, что для северной части древнего пути из варяг в греки подходили только очень легкие суда. При этом участки в верховьях Ловати и Каспли могли быть пройдены только весной после снежных зим и за короткий период времени. И даже тогда путешественники должны были справиться с очень сильным течением и множеством порогов на реке Ловать.
Фактическое месторасположение северной части древнего водного пути не ясно. Возможно, что этот участок пути использовался в зимнее время. При помощи лошадей, по льду можно было покрыть большие расстояния за достаточно короткое время. Южная часть пути не вызывает никаких сомнений. Днепр между Смоленском и Черным морем был и остается огромной, широкой рекой. На этом пути угрозой для путешественников могли стать набеги кочевых племен, а также опасные пороги (именем одного из таких порогов и назван «Айфур»). Однако сейчас эти пороги оказались охвачены дамбами и возможность для их практического исследования, к сожалению, потеряна.
Подробнее о проекте The Holmgard Expedition можно узнать на сайте http://www.geocities.com/aifurship/