2005 Экспедиция в город Котка (Финляндия)
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ ДОРОГАМИ МИРА!»
УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ-ФЕСТИВАЛЕ ДЕРЕВЯННЫХ СУДОВ
Время проведения: 20 июля 5 августа 2005 года
Маршрут: С.-Петербург (Rus) Приморск (Rus) Выборг (Rus) Котка (Fin) Хамина (Fin) Выборг (Rus)
10 июля в рамках международной историко-патриотической акции «Дорогами Победы дорогами мира!», из первой столицы Руси Старой Ладоги в торжественной обстановке отправилась в плавание парусно-моторная ладья «Былина». В состав экипажа парусного центра г. Новая Ладога правительством Ленинградской области были приглашены три опытных смоленских путешественника члены спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево», которые присоединились к экспедиции в Санкт-Петербурге. Сергей Сухорученков был назначен на должность помощника капитана, Максим Пряжевский выполнял роль штурмана, а Алексей Васильев был судовым врачом.
Состав экипажа:
- Владимир Голубков директор Центра детско-юношеского туризма и парусного спорта (Новая Ладога), капитан «Былины»,
- Сергей Сухорученков руководитель клуба «Викинг-Нево» (Смоленск),
- Максим Пряжевский (Смоленск),
- Алексей Васильев (Смоленск),
- Игорь Кондратьев (Новая Ладога),
- Евгений Егармин (Новая Ладога),
- Владимир Егармин (Новая Ладога),
- Владислав Терехов (Новая Ладога).
Участники патриотической акции из Ленинградской области и города-героя Смоленска поставили перед собой высокие цели непосредственное соприкосновение с историей Отечества, отдание долга памяти павшим и живым на местах воинской славы.
Выбор места для старта экспедиции отдает дань памяти первым воинам севера Руси дружине князя Рюрика, который взял под контроль и защиту низовье Волхова начало важнейшего военно-торгового пути из Скандинавских стран к Черному и Каспийскому морям. Ладожская крепость была не только местом зарождения государственности, но и опорным пунктом сначала русской, а потом и российской обороны.
В Кронштадте мореплаватели ознакомились с множеством интересных памятников. Незабываемое впечатление оставили Итальянские пруды, Петровский парк, Музей Кронштадской крепости, Морской собор, рассчитанный на 5000 прихожан. Здесь яхтсмены увидели диорамы «Разгром шведского десанта на о. Котлин в 1705 году» и «Оборона Кронштадта в 1941 году», карту русского государства XVIII века.
22 июля «Былина» подошла к Приморску, знаменитому нефтяному порту, одному из крупнейших как в России, так и в Европе. Расположен он в глубоководной части пролива Бьеркезунд в 4 милях юго-восточнее города. Следующая остановка Выборг. В этом городе путешественников ждала насыщенная и интересная программа. Администрацией города была организована встреча экипажа «Былины» с ветеранами Великой Отечественной войны, возложение цветов на месте воинского захоронения на южном кладбище, экскурсия по древнему выборгскому замку.
После прохождения пограничного и таможенного контроля «Былина» отправилась в сторону российско-финской границы. Открытое морское пространство, окружавшее путешественников несколько последних дней, сменилось на живописные выборгские шхеры. Фактически еще десять лет назад эти места были недоступны без специального разрешения и представляли собой огромную пограничную зону между советской империей и западным миром. Но и сейчас общий вид нежилого пространства простирающегося от Выборга до самой границы удручающий.
Финская история этих островов уже изрядно поросла бурьяном, но русская история еще не оставила после себя практически ничего. Складывалось ощущение, что эти места до сих пор безоговорочно принадлежат военным, которые почему-то продолжают контролировать жизнь этого живописного края. И хотя их полномочия во многом сузились, все еще чувствуется их безоговорочная магия. Это впечатление особенно обостряется при сравнении нашей пограничной зоны, протянувшейся от самого Выборга до последнего российского острова Большой Пограничный, и финской погранзаставы на острове Сантио (Santio).
После непродолжительного общения с финскими пограничниками путешественники отправились на остров Сурписи (Suuri-Pisi). Гостевая бухта этого острова, находящегося от границы всего в трех милях, как будто специально сделана для русских мореплавателей, чтобы они после трудной дороги смогли отдохнуть и набраться сил почти в домашней обстановке. На следующий день, плотно позавтракав финской черникой, в изобилии произрастающей на острове, экипаж «Былины» отправился в живописную бухту на острове Лехмясаари (Lehmäsaari), после которой «Былина» взяла курс в Котку.
В этом небольшом портовом городе в пятый раз проходила выставка-фестиваль деревянных судов. В выставке в этом году участвовали более 100 судовладельцев и судостроителей со своими деревянными лодками со всей Финляндии. Экспонаты были размещены как на открытом воздухе, так и в помещениях Центра деревянных судов.
KOTKA
Год основания: 1878 |
Виды флоры и фауны, символы г. Котка: |
Котка была сценой многих исторических событий. Самые значимые в Северной Европе морские сражения проходили прямо перед городом. Следствием этого стало строительство в городе десятков различных крепостей. Потом появились лесопильные заводы, и промышленный город вошел в период расцвета. Порт быстро развивался, и Котка стала важнейшим государственным экспортным портом. Среди этих перемен горожане продолжали жить своей жизнью как и сейчас. На фоне всего этого большую роль всегда играло море, к которому у жителей города особое отношение. Если внимательно прислушаться, можно в морском ветре услышать отрывки из прошлого и ожидание будущего.
Для «Былины», единственной российской лодки официально приглашенной на выставку, было уготовлено одно из лучших мест на внешнем причале. Самобытный вид исторического древнерусского судна, построенного новоладожскими корабелами в традициях ладожских рыболовецких сойм, вызывал неподдельный интерес у многочисленных посетителей выставки. Первое место, к сожалению, «Былине» не присвоили, по-видимому, до конца не осознав, что эта видавшая шторма лодка пришла на фестиваль своим ходом, а не была привезена как большинство остальных на трейлере.
По соседству с выставкой деревянных судов многотысячные посетители побережья праздновали Дни моря. Дни моря в Котке самый большой морской карнавал Финляндии. В этом году фестиваль предложил обширную программу на любой вкус: парусные регаты, гребные гонки, театрализованные выступления уличных артистов, отдельные Дни моря для детей, фестиваль моряцких песен и большие концерты под открытым небом. Праздничную атмосферу создавали многочисленные летние рестораны в порту, а также военные корабли, парусники и плавучие рестораны.
Каждый день экипаж «Былины» посещал плавательный бассейн. Попав в него впервые, юные мореходы сказали, что очутились в раю. Всего за три евро помимо открытого бассейна там предоставляются трамплины и вышки для прыжков, сауны, гидромассажи, теннис и многое другое. И даже в воскресенье народу в бассейне было на удивление мало. Заметно не прибавилось его и во вторник, когда бассейн работает абсолютно бесплатно.
В обратный путь россиян провожали почти все финские друзья «Викинг-Нево». На даче Арво Рейонена (Arvo Reijonen) недалеко от города Хамина (Hamina), они устроили настоящий праздник, но только уже персонально для российского экипажа.
Помощь в финансировании участия смолян в экспедиции оказал Смоленский областной Совет РОСТО и фирма «Техносат».