/ Rus / О клубе пишут / Шесть миль вперед, тысячу лет назад
ПечатьПечать


Проект «Рус»
(Финляндия) — Экспедиция 2001 года

Судно викингов «Хеймлоса Рус»
(Heimlosa Rus)

газета «Выборгские ведомости», июнь 2001 г.

Шесть миль вперед, тысячу лет назад

Время имеет запах

Оно пахнет нагретым деревом, смолой, кожаными ремнями и веревками из конского волоса. Время не измеряется часами и минутами. Оно ползет медленно, как пятно пота по рубахе соседа спереди, и делится на две неравные части: легкую, когда ты вырываешь весло из воды, и тяжелую, когда вновь погружаешь его и тянешь на себя. Тянешь, преодолевая сопротивление вязкой стихии, и чувствуя, как от твоего усилия ладья продвинулась еще чуть-чуть вперед. Гребок-пауза-замах. Этому ритму тысячи лет.

На нашей посудине «Хеймлоса Рус» настоящий интернационал. Девять финнов, пятеро русских и украинец Алекс, гражданин Королевства Швеция. Десять членов экипажа, да еще пятеро пассажиров, напросившиеся идти от Выборга до Высоцка. Капитан Фредрик Коивусало брал всех, но с одним условием — работать на равных основаниях. И все гребли одинаково — и девушка Света, и одиннадцатилетний сын капитана Патрик. (Чрезвычайно смышленый мальчуган, который умеет все, вплоть до управления древним судном, и от которого за трое суток я услышал ровно два слова). Этот волчий принцип целесообразности — единственный возможный для данного судна, да и для экспедиции в целом. Любой лишний груз на ладье, крейсерская скорость которой — два узла (меньше пяти километров в час), отольется мозолями гребцов.

Впрочем, нас заставлять не надо. Мы рвем весла не за страх, а за совесть. Нам приятно, что со всех проходящих судов нам машут руками: «викинги, викинги!», а владельцы навороченных пластиковых катеров вдруг начинают выглядеть, как папуас на светском приеме. Мы — новички, машем веслами, напрягаемся, сбиваемся с ритма, отчего чуткая ладья начинает идти «иноходью». Не сразу мы замечаем, как гребут «старики» — размеренно, словно по метроному, делая паузу после гребка — чтоб вода стекла с лопасти, а руки отдохнули. Постепенно и мы подстраиваемся, и начинаем ощущать наше путешествие по-другому. От нашей лодки не пахнет солярой. От нее пахнет веками.

«Дик, наверное о многом думаешь, когда вот так вот сидишь на веслах, день за днем»? Дик — самый колоритный из экипажа. У него всклокоченная полуседая шевелюра и штаны, каких постеснялся бы вокзальный бомж. По Выборгу он ходил, обвешанный ножами, топорами и штурманскими приборами. Дик чаще всех произносит «перкеле» — единственное стоящее финское ругательство, а когда гребет, кряхтит, видимо, скорее для собственного удовольствия, чем от натуги. «Думаешь? Думаешь, перкеле, когда же тебя сменят!» Конечно, он рисуется (как и положено рекламному фотографу, коим является «на гражданке»). Мысли в море приходят самые разнообразные. Недаром наш капитан написал не только книжку с замечательным названием: «Практическое руководство по плаванию на судне викингов», но и целую подборку стихов на средневековую и древнюю музыку.

Камни и стены

К капитану лезть страшно — при отходе от Выборга «Хеймлоса Рус» ударился о подводный камень и едва не сломал рулевое весло. С тех пор Фредрик, и так-то немногословный, практически рта не раскрывает. В 1994 году предшественник нашей лодки, «Рус», из-за поломки руля потерпел крушение у берегов Латвии. Поэтому я, воспользовавшись сменой, начинаю пытать молодых членов команды. Хенрику восемнадцать, он учится на втором курсе политеха. Специальность — автоматизация процессов. «Автоматизировать могу все, от сталеплавильного завода до дойки коровы». «А на ладье, значит, новые технологии незачем»? «Незачем. Хотя мы в университетской лаборатории строили гребную лодку из стеклопластика — у нее КПД был выше, чем у моторной». Но в экспедицию Хенрик пошел не ради науки, а так, из интереса. Экзотика.

«Викинговская» ладья вызывает всеобщее восхищение и интерес везде, где появляется. В Германии на нее водили экскурсии, в Турции местные жители приносили фрукты, вино, зазывали на кофе. В Выборге, несмотря на то, что это была стартовая точка последнего этапа экспедиции, особого ажиотажа не наблюдалось. Спасибо АОЗТ «Сосновая горка» — снабдили викингов на дорогу провиантом и ООО «ТЭЦ» Морского торгового порта Выборг, которое помогло пройти таможенное и пограничное оформление.

Кстати, именно с бюрократическими процедурами связаны самые тяжелые моменты экспедиции. В Стамбуле начальник порта пять часов стоял у Фредрика над душой, не разрешая ему выходить в плавание (было темно). Но капитан «Руса», который в таких случаях «врубает дурачка», все равно вышел. В России — на пятом году плавания — вдруг понадобилось, чтобы судно имело регистрационный номер. Пришлось оформлять его задним числом. Шведские бюрократы долго думали, и наконец, оформили «Руса», как … моторную лодку! (Пятисильный мотор на «Русе», кстати, был, для аварийных ситуаций. Но во время зимовки в Выборге его сперли — с охраняемой стоянки. «Ладно хоть, лодку не сожгли», — стоически заметил по этому поводу капитан). Из-за формального запрета иностранным судам ходить по внутренним российским водам «Хеймлоса Рус» не смог подняться вверх по Волге «как положено» и проделал путешествие от Астрахани до Выборга в грузовике.

Бездомный Рус

Вообще же экспедиция, обозначенная как «морской археологический эксперимент», максимально приближена к реалиям 10 века. Путь, проделанный «Бездомным Русом» за пять лет — это полная викинговская кругосветка, поскольку охватывает весь известный на то время цивилизованный мир. Само судно — небольшое, 12 метров длиной, как раз на таких и ходили «из варяг в греки».

Гвозди для корпуса «Руса» ковали вручную, вручную ткали парус и плели канаты из конского волоса. Даже посуда на лодке деревянная, а спит экипаж, закутавшись в лосиные шкуры. Комфорта здесь маловато, но это и правильно — авторы проекта намеревались реконструировать обычную жизнь эпохи викингов. Как ни странно, каждый год Фредрик находит новых добровольцев, желающих несколько месяцев претерпевать всевозможные мучения. Дождь, ветер, волны, заливающие хрупкую лодочку, опасность столкновения с танкером или сухогрузом. Но самое тяжелое — чувство оторванности от дома, от обычной жизни. «Люди, которые хотят пойти в экспедицию, обычно представляют себе что-то вроде пикника», — говорит Дик. «На самом деле, когда десять парней сидят в лодке и гребут день за днем, не имея возможности даже выйти — это угнетает». Еще в начале путешествия, на Балтике, у одного из членов экипажа «поехала крыша», и он бегал за капитаном с топором. Фредрик поступил просто — высадил бунтовщика на острове Оланд. Вполне в духе времени.

Наш марш-бросок до Высоцка по сравнению с этими ужасами выглядел просто замечательно. Светило солнце, стоял полный штиль, и даже большие корабли проходили мимо всего дважды. В Высоцке, оформившись у пограничников, «Рус» двинулся дальше, а мы, пассажиры, остались на берегу, и долго еще смотрели вслед медленно уменьшавшейся лодочке. Как они там? Гребцов стало меньше… Не заблудятся ли в островах, не примут ли их за шпионов морские пограничники? Впрочем, есть люди, у которых все получается.

П.С. Вчера позвонил Алекс, донельзя довольный тем, что экспедиция покинула русскоязычную зону, и ему не нужно больше выступать толмачом. Они гребли до одиннадцати вечера, а ночью подул попутный ветер и им удалось поставить парус и идти еще четыре часа. В утреннем тумане «Бродяга Рус» вылез прямо на финский сторожевик, на котором от неожиданности сыграли боевую тревогу. Через пару часов «Бродяга» причалил к острову Лапури, в двадцати метрах от того места, где было найдено судно-прототип. «Круг земной», путешествие во времени и пространстве, замкнулся.

Путь «Бродяги»

В 1977 году у финского острова Лапури была обнаружена древняя ладья викингов. Корпус достаточно хорошо сохранился, что позволило, в результате подводных археологических изысканий, сделать план и конструктивное описание судна. В 1992-1993 году на острове Реплот была построена его полномасштабная копия. Реконструкторы постарались полностью воссоздать технологию строительства тысячелетней давности, даже элементы корпуса вытесывались из деревьев с соответствующей естественной кривизной.

Судну дали имя «Рус» (так арабы называли викингов). «Рус» погиб летом 1994 года у берегов Латвии, а уже следующей зимой Фредрик Коивусало и его единомышленники начали строить новую копию. Ладья была освящена именем «Хеймлоса Рус» («Бездомный», или «Бродяга Рус»). Летом 1996 года «Бродяга» вышел в плавание, чтобы за пять летних сезонов (в проекте участвуют только добровольцы, поэтому экспедицию нужно привязывать к их отпускам), обогнуть всю Европу.

Константин ШОЛМОВ




 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz