/ Rus / О клубе пишут / Шведы, финны и смоляне в одной лодке без собаки
ПечатьПечать


Проект «Рус»
(Финляндия) — Экспедиция 2000 года

Судно викингов «Хеймлоса Рус»
(Heimlosa Rus)

газета «Все!», № 34, 2000 г.

Шведы, финны и смоляне в одной лодке… без собаки

Наш еженедельник каждый год знакомит читателей с деятельностью спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево», которым руководит С. В. Сухорученков. Этим летом его члены участвовали в международной экспедиции «Великие водные пути Древней Руси. Рус проект» по маршруту Ростов-на-Дону — Волгоград — Астрахань. Это путешествие состоялось на реконструированном корабле викингов десятого века, и единственными движительными средствами его были весла и парус. За 32 дня экспедиция прошла тысячекилометровый путь по сложной гидротехнической системе Волго-Донского бассейна и нижнему течению Волги.

На первом этапе по пути вверх по Дону и до Волгограда в составе международного экипажа были швед, семь финнов и пять смолян. Возглавлял экипаж смолян Сергей Сухорученков. Вместе с ним были не новички водной стихии, а участники прошлогоднего перехода через два моря — Черное и Азовское, а именно: руководитель старейшего туристического клуба «Гамаюн» Владимир Грушенко, директор фирмы «Техносат» Анатолий Кабанов, ее служащий опытный яхтсмен Михаил Рыженков и студент Максим Пряжевский.

На втором этапе в экипаже остались Сухорученков и Пряжевский, а присоединились к ним преподаватели спартанской школы № 39 Ольга Титова и Ирина Крсмынина, студенты филиала МЭИ Юрий Смолевский, Илья Фокин, Игорь Тихомиров и Дмитрий Бакланов, а также студентки Татьяна Сухорученкова и Олеся Хажиева. Были в пополнении и школьники Костя Головкин, Саша Смолевский и его тезка Саша Рыжкин. Самый юный из них — Рыжкин, ему — 14-й год. Юные спортсмены — воспитанники Центра детско-юношеского туризма. В дальнем путешествии им здорово пригодились опыт и сноровка, приобретенные в турпоходах и на соревнованиях. Они быстро приспособились к сложным условиям водной экспедиции и даже во время работы на веслах не спасовали, не просили поблажек.

А ведь нужно сказать, что во время пути по Волге движению «древнего» судна — дракара — очень препятствовали сильный встречный ветер и волны. Во вторую неделю они стали непреодолимой преградой. Но экипаж нашел выход из ситуации, изменив режим движения. Садились за весла по ночам, когда порывы ветра стихали, днем же отдыхали от напряженной работы. Немало проблем доставляли и нещадное южное солнце, сорокаградусная жара. Кроме болей в мышцах и мозолей на руках от гребли, приходилось терпеть и боль от обгоревших на солнце плеч. Но все неприятности и трудности были компенсированы дружеской атмосферой, царившей на судне, интересным и содержательным общением между «викингами» русского и финского происхождения.

Экспедиция еще раз на своем пути подтвердила давние связи скандинавской, славянской и поволжской цивилизаций, их вековое тесное общение. А какое эстетическое наслаждение доставляли всем расстилавшиеся вокруг пейзажи, берега и плесы могучей русской реки. Особенно привлекательно было в нижнем течении Волги, когда она распадается на массу ответвлений и рукавов.

Гостеприимно встречали путешественников на всем протяжении их движения по воде. Особенно запомнилась встреча в нижнем течении Волги, после Актюбинска. Компания «веселых ребят» так активно звала пристать к берегу экипаж, что пройти мимо было нельзя. Оказалось, что неподалеку «пела и плясала свадьба», которой было мало не только неба и земли, но и воды. И хотя участники экспедиции не могли надолго задержаться, аборигены-волжане приняли компромиссное решение: привезли на берег невесту с женихом, и за их счастье была распита бутылка шампанского.

В другой раз и в другом месте экипаж налетел на рыбоохрану, когда попытался пополнить запас съестного и расставил сети для ловли рыбы. Инспектора дипломатично, но настойчиво «наехали» на экспедицию и «выудили» штраф в сто рублей. А после того показали место, где ловля была намного продуктивнее. Там ее члены выловили гибрид сазана с карпом, около десяти килограммов. Уха была так сытна, что ели и, как говорится, за ушами трещало!

Восторженно встретила участников и Астрахань. Ведь за последнее тысячелетие, должно быть, впервые северное гребно-парусное судно достигло такого удаленного южного берега. Гордый изгиб носовой части дракара — устрашающая голова дракона — и оснастка, выполненная по «рецептам» древних технологий, придавали судну особый, неповторимый колорит. Пока экспедиция гостила в городе, там вышли две телепередачи и были напечатаны четыре пространных газетных сообщения о ее участниках и о ней самой.

Подводя итоги, скажем, что для смоленского клуба «Викинг-Нево» это уже двенадцатая экспедиция. Первая стартовала 10 июля двенадцать лет назад от стен Смоленской крепости. За эти годы пройдены Балтийское и южные моря, реки Днепр, Западная Двина, Волхов, Нева. Освоены озера Ильмень и Ладожское. По пути продвижения были обследованы не только археологические, но и памятники истории и культуры эпохи Древней Руси VIII-XII веков. Изучали и выясняли «викинги» экологические проблемы прилегающих к воде территорий. Сейчас богатые материалы экспедиций изучают ученые Санкт-Петербурга, Киева, Новгорода и Пскова. Они составляют археологическую карту пути «из варяг в греки».

В следующем году члены клуба «Викинг-Нево» собираются на Каспий, это новый этап изучения особенностей древнего мореплавания. Новая экспедиция поможет выявить связи культурных средневековых центров, один из которых наше Гнездово, с арабскими странами. Хочется узнать не только условия промышленного освоения Каспия, но и причины гибели нерпы в его акватории.

И в конце хотелось бы сказать о тех, кто помог спустить на воду плавсредство и организовать этот дальний переход. В их числе администрация Смоленска (И. А. Аверченков), областной комитет по делам молодежи (А. С. Мурыгин), городское управление, образования (И. В. Хриптулов), ну и, само собой разумеется, фирма «Техносат» (А. А. Кабанов). Всем им большое спасибо и благодарность за помощь.

Виктор ГОРЯИНОВ




 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz